Потенциал предприятия определяется наличием и состоянием ресурсов, а также возможностью их применения, ресурсы — способ хранения потенциала. Состав и эффективность использования ресурсов, согласно ресурсной теории, влияют на результаты работы предприятия и уровень конкурентоспособности. Ресурсы предприятия — факторы производства. К ним относятся активы, денежные средства, ценности и запасы, источники и резервы. В научной литературе рассматриваются различные виды ресурсов: экономические, информационные, временные и т.д. Экономические ресурсы, например, это совокупность природных, людских и произведенных человеком благ, используемых для производства. Поскольку ресурсы помогают достижению стратегической цели, чтобы определить приоритеты их использования, нужна информация, способности и знания. Представление о том, что такое ресурсы, изменяется с развитием экономической мысли. Согласно теории постиндустриального общества экономические системы классифицированы как:

— доиндустриальные;

— индустриальные;

— постиндустриальные, которые отделяют промышленная и научно-техническая революции.

Данная модель исторической периодизации позволяет рассматривать этапы развития общества и его перспективы.

Доиндустриальная эпоха связана с сельским хозяйством, основным ресурсом является земля. В индустриальном обществе используются созданные в процессе промышленной революции орудия труда, техника. К ресурсам этого периода относят производственные блага — капитал. Земля и капитал являются материальными ресурсами, труд характеризует работоспособность человека, его предприимчивость. В современной постиндустриальной экономической системе важными являются знания и информация. Научно-техническая революция создает условия для развития индивидуальности, предприимчивости, творческого труда. Активность производства перемещается от материальных благ к информационным услугам. Основной ресурс современного общества — информация, основной продукт — услуги.

В современной литературе выделяют 4 типа ресурсов: информационные, трудовые, материальные, финансовые. Существует и более упрощенная классификация ресурсов:

1) материальные активы — к ним относятся деньги, люди, оборудование, технологии;

2) нематериальные активы — отношения, знания, имидж, репутация.

По мнению Л. Фаэйя, все ресурсы предприятия приобретаются на рынке. В процессе преобразования они делятся на активы и способности.

Активы — средства предприятия, над которыми предприятие получило контроль. Они могут быть созданы, приобретены и подразделяются на осязаемые и неосязаемые. Это «видимые» ресурсы, их можно легко учитывать. Поэтому понятие «актив» тесно связано с учетом. Классификация активов предприятия предполагает их деление на оборотные и внеоборотные, которые могут иметь материальную и нематериальную форму (осязаемые и неосязаемые). Эти активы являются объектом учета на предприятии. В связи с этим их можно планировать, точно определять эффективность использования. В большинстве своем они являются недолговечными, изнашиваемыми и погашаются при помощи амортизации.

Способности — сложное сочетание навыков, активов, знаний, которые позволяют предприятию управлять своей работой и использованием ресурсов. Примеры способностей — системы сбыта и снабжения, кредитная политика, инновационная восприимчивость, уровень производства и т.д.

Активы являются осязаемыми, то есть связаны с наличием, способности же связаны с выполнением и остаются невидимыми. Это ресурсы на основе комбинаций знаний и действий. Способности определяют специфичность, особенность предприятия, хранятся в памяти сотрудников. Оценить объективно эффективность их использования как соотношение результатов и затрат достаточно сложно по причине стандартов учета и неосязаемой формы способностей.

Другое отличие заключается в том, что способности имеют долговечный характер использования. Если активы в процессе использования изнашиваются, то способности, наоборот, развиваются и больше ценятся.

Стратегические ресурсы — это активы и способности, которые обеспечивают предприятию конкурентные преимущества. Стратегические ресурсы ценны для предприятия, их трудно скопировать или заменить, они редки среди конкурентов. Репутацию, отношения, связи сложно скопировать, это сложный ресурс. Таким образом, можно говорить об использовании предприятиями в настоящее время ресурсов трех типов:

Страницы: 1 2 3 4