Рисунок 6 — Схема привлечения и эффективного использования

ресурсов АТП

Таблица 1

Структура оборотных активов предприятий транспорта, %

Наименование

2004

2005

2006

Запасы, в том числе

— сырье и материалы

— незавершенное производство

— расходы будущих периодов

— готовая продукция

— товары отгруженные

19,8

16,4

0,7

1,8

0,9

0,0

20,2

15,8

0,5

2,3

1,1

0,5

18,6

14,8

0,4

3,0

1,3

0,1

Краткосрочные финансовые вложения

3,5

3,7

4,6

Денежные средства

8,0

9,4

9,2

Система расчетов предприятий с поставщиками и потребителями важна для финансового состояния и устойчивости. В таблице 2 представлено состояние взаиморасчетов предприятий как в целом по экономике, так и транспортных предприятий. В структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий транспорта большую часть занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками (20,5 млрд. руб., или 42,8%). Превышение кредиторской задолженности составляет 57 млрд. руб., просроченной — 3,2 млрд. руб. В структуре просроченной дебиторской задолженности наибольший удельный вес составляет задолженность покупателей — 72%. Просроченная задолженность по зарплате за три рассматриваемых года снизилась с 842 до 266 млн. руб.

Таблица 2

Состояние взаиморасчетов в организациях в 2006 г., млрд. руб.

Показатель

Кредиторская задолженность

Дебиторская задолженность

текущая

просроченная

текущая

просроченная

Задолженность организаций:

всего по видам экономической деятельности

транспорт

14969,1

493,2

889,3

48,2

7871,2

436,2

1039,9

51,4

В целом по транспорту удельный вес убыточных предприятий за последние три года сократился и составляет около 40%. Причем наибольшее количество убыточных предприятий относится к сфере городского электрического транспорта (рисунок 7). Рентабельность услуг на транспорте в 2006 году составила 10,5%. Низкое значение рентабельности связано с высоким удельным весом непроизводственных расходов в структуре себестоимости (рисунок 8).

Безымянный9.bmp

Рисунок 7 — Удельный вес убыточных организаций транспорта, %

Безымянный10.bmp

Рисунок 8 — Удельный вес убыточных организаций транспорта, %

Ресурсы АТП, можно выделить основные проблемы, связанные с эффективностью их использования и управлением предприятиями. К ним относятся недостаток инвестиций в основной капитал и связанный с этим высокий уровень износа ОПФ, высокая текучесть кадров и слабая система расчетов, что сказывается нанизкой рентабельности предприятий и все еще значительном количестве убыточных среди них [5].

Страницы: 1 2 3 4