1) материальные ресурсы — осязаемые и неосязаемые активы, земля, капитал, финансы;

2) нематериальные ресурсы — способности, информация, знания, отношения, методы управления;

3) трудовые — труд, предпринимательство. Через работу персонала предприятия реализуют материальные и нематериальные ресурсы.

Каждый из представленных видов ресурсов имеет свои характерные черты, которые учитываются при их планировании и управлении. Материальные ресурсы иногда называют первоочередными. Обострение конкуренции вынуждает предприятия приспосабливаться к существованию с меньшим количеством материальных ресурсов: использовать ресурсосберегающие технологии, заимствовать на выгодных условиях (аутсорсинг), изыскивать методы управления, рационализирующие их использование (контроллинг). Развитие человеческих способностей, творческого труда ставит использование материальных ресурсов в зависимость от нематериальных. Работники, заинтересованные в результатах своего труда, стремятся продвинуться по карьерной лестнице, связывают работу на предприятии с определенным социальным статусом, для них нужно создавать определенные условия. Привлечение этого ресурса, его использование и определение эффективности требуют особого подхода. Поэтому трудовые ресурсы необходимо выделить в отдельный вид ресурсов наряду с материальными и нематериальными. При стратегическом управлении персонал — основа организации, ее главная ценность и источник благополучия.

Однако рынок не в состоянии урегулировать все процессы и такие вопросы, как фундаментальная наука, содержание армии, социальное обеспечение и т.п. В основе общества, где основной ресурс — информация, должен находиться человек. Следовательно, управление ресурсами предприятия в современных условиях должно давать не только максимальный экономический эффект, но и социальный, что позволяет поддерживать духовное развитие общества. Анализ ресурсов предприятий транспорта за 2000-2006 годы проведен на основе статистических данных [4]. Работники транспортных предприятий как основа создания и совершенствования материальных и нематериальных ресурсов имеют важное значение для успешной деятельности. Количество занятых на транспорте постепенно снижается на протяжении рассматриваемого периода (рисунок 1).

Рисунок 1 — Среднегодовая численность занятых на транспорте

Уровень среднегодовой численности работников транспорта от общего числа занятых в экономике России (6,5%) выше, чем в Германии (6,1%) и США (4,4%), но ниже, чем в Великобритании (6,9%). Одна из проблем современных АТП — текучесть кадров — во многом связана с разукрупнением предприятий в рассматриваемый период и сокращением работников. Так, в 2006 году среднегодовое число принятых на работу меньше, чем уволившихся, из них сокращено 1,3% (рисунок 2). Другая причина — опасные и не отвечающие нормативам условия труда — шум, вибрация, запыленность, излучение и загазованность рабочей зоны (в 2005 году — 23,3%, в 2006 году — 26,5%).

Рисунок 2 — Движение работающих в организациях транспорта, %

Вредные условия работы частично компенсируются уровнем оплаты труда, который выше, чем в среднем по экономике (рисунок 3). Наконец, в 2006 году уровень оплаты труда на транспорте был на 26% выше, чем в среднем по экономике.

Материальные ресурсы на транспорте представлены ОПФ и оборотными активами. Рисунок 4 характеризует состояние основных фондов транспорта за последние три года. Как видно из рисунка 4, степень износа ОПФ транспорта постоянно повышается, что свидетельствует о недостаточности на транспорте инвестиций в основной капитал (рисунок 5).

Состояние ресурсов АТП свидетельствует о необходимости применения ресурсной стратегии для эффективного управления ресурсами, определение недостатка и реализации программ по их развитию. Реализация ресурсной стратегии способствует повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия на рынке автотранспортных услуг. Это отражается на результатах деятельности, влияет на ресурсный потенциал предприятий и способствует эффективному воспроизводству всех видов экономических ресурсов (рисунок 6). Структура оборотных активов предприятий транспорта представлена в таблице 1. Анализируя данные таблицы, можно отметить такие тенденции, как сокращение удельного веса запасов и увеличение доли краткосрочных финансовых вложений, что свидетельствует об эффективном использовании оборотного капитала.

Страницы: 1 2 3 4