Угличский гидроузел является второй ступенью Волжского каскада.

Гидроузел создал подпор на участке р. Волги от г. Углича до Иваньковского гидроузла. Окончательное наполнение Угличского водохранилища завершилось в 1943 году. Гидроузел и водохранилище предназначены в основном для удовлетворения потребностей энергетики и водного транспорта. До образования водохранилища этот участок р. Волги был неблагоприятным для судоходства, это исключало возможность плавания крупнотоннажных судов и составов.

Угличское водохранилище имеет длину 143 км и максимальную ширину 5 км. Относительно небольшая ширина водохранилища объясняется тем, что на этом участке р. Волга протекала в узкой долине. Подъем воды в результате подпора гидроузла не вызвал большого затопления поймы. Ложе водохранилища образовано песчаными и глинистыми грунтами, встречаются крупные камни – одинцы.

По гидрометеорологическим условиям Угличское водохранилище относится к разряду «Р» судоходных путей. Лишь при ветрах, совпадающих по направлению с наибольшим разгоном волн, на приплотинном участке водохранилища образуются волны высотой 1,2 – 1,3 м. Ледостав на водохранилище проходит с 1 ноября по 11 декабря, очищение от льда – с 5 апреля по 7 мая. Вследствие применения ледоколов навигация часто начинается на 10 дней раньше даты очищения ото льда и заканчивается на 20 дней позже начала ледостава.

По путевым условиям Угличское водохранилище серьезных трудностей для судоходства не представляет. На всем его протяжении судовой ход пролегает по затопленному руслу р. Волги. Поэтому глубина на оси судового хода от Иваньковского гидроузла к Угличскому постепенно увеличивается с 5 до 20 м.

Угличское водохранилище может быть разделено на три характерных участка. На протяжении 40 км от нижнего бьефа Иваньковского гидроузла Угличское водохранилище не вызвало затопления речной поймы. Ширина акватории здесь колеблется от 300 до 600 м, судовой ход

занимает 60 – 70 % ширины акватории. Следующие 60 км водохранилища – это участок с островами, подтопленный поймой. Ширина водохранилища увеличивается здесь до 2 км. Уклонение за пределы судового хода сопряжено с угрозой посадки судна на мель. На последнем, приплотинном, участке пойма затоплена, ширина водохранилища достигает 5 км.

Угличское водохранилище расположено в относительно узкой до-лине р. Волги. По сложности управления судами и составами судоводители делят его на два участка: верхний и нижний.

Верхний участок – от г. Дубна до г. Калязин протяженностью 93 км характеризуется небольшой шириной и только в районах затопления устьев рек Нерли и Жабни ширина водохранилища увеличивается. Особенностью этого участка является большое число судоходных рек, впадающих в водохранилище: Дубна, Хотча, Медведица, Нерль, Кашенка, Жабня. Районы впадения этих рек в водохранилище и являются наиболее сложными для судоходства.

Кроме того, наличие переправ, двух мостов (в г. Кимры и в устье р. Кашинка), большого числа крупных населенных пунктов создает определенные сложности в судоходстве.

Нижний участок Угличского водохранилища – от г. Калязин до г. Углич – характеризуется большими разливами и глубинами, но движение судов и составов здесь возможно только по бывшему руслу р. Волги. На кромках судового хода и на затопленной пойме имеется множество затопленных строений и фундаментов, представляющих большую опасность для судоходства.

Сложными для судоходства на нижней части Угличского водохранилища следует считать Калязинскую излучину, участок от с. Прилуки до с. Красное и район Угличского грузового порта. В Калязинской излучине необходимо избегать приближения к каменистой правой кромке судового хода, следить за возможным появлением судов с р. Жабня.