Речной транспорт – важнейшее звено в транспортной системе страны. Основные задачи водного транспорта – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы.

Интенсивное развитие речного транспорта требует от судоводителя большого мастерства в управлении судном и даже определённого таланта. Освоить сложную технику судовождения, научиться уверенно и безошибочно управлять судном – сложная задача, требующая большой любви к своему делу, много знать и уметь, применять свои знания на практике. На речных просторах появляются новые суда, отвечающие современным требованиям. Они оборудованы новейшими средствами автоматики и навигационным оборудованием.

Все эти изменения требуют от судоводителя не только мастерства, но и определенных знаний, в частности, в области экономики. Сочетание трудового, практического опыта и глубоких теоретических знаний позволит судоводителю достичь в своей сложной и разносторонней профессии мастерства.

В данной дипломной работе на примере маневрирования теплохода проекта № 588 выполнены расчеты характерных манёвров, которые позволяют судоводителю обеспечить процесс расхождения и шлюзования без создания аварийной ситуации. Дана теоретическая база и практические навыки.

Важным показателем при современной работе теплохода являются экономические показатели. Сокращение эксплуатационных расходов, повышение производительности труда – вот успех в современных условиях работы водного транспорта.

Цель дипломной работы состоит в изучении возможности безопасного движения судна проекта №588 на участке «Казань – Москва – Казань», в особенности во время прохождения канала им. Москвы.

Обеспечение безопасности плавания современных судов и составов на канале им. Москвы сопряжено с определенными трудностями. Незначительная ширина канала, насыщенность различными гидротехническими сооружениями, большое количество мостов с ограниченными размерами судоходных пролетов, жесткое мощение откосов канала – все это создает реальные трудности для судоходства.

Анализ показывает, что основными видами аварийных случаев на этом участке продолжают оставаться столкновения и удары – навалы судов и составов.

Чаще всего причинами аварийных случаев являются нарушение правил плавания, требований Уставов, недисциплинированность отдельных лиц экипажей судов. Однако нередко в ходе расследования выявляется явный недоучет особенностей искусственного водного пути, недостаточный практический опыт судоводителей по проводке судов и составов в стесненных условиях.