Безопасность автомобилей в значительной степени определяется их тормозными свойствами. Разработаны правила, регламентирующие методику проведения испытаний тормозов в дорожных условиях, и требования, предъявляемые к тормозным свойствам автомобиля.

Тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения и/или остановки транспортного средства. Она также позволяет удерживать транспортное средство от самопроизвольного движения во время стоянки.

По своему назначению и выполняемым функциям тормозные системы подразделяются на:

1. Рабочую тормозную систему, которая служит для регулирования скорости движения транспортного средства и его остановки.

Рабочая тормозная система приводится в действие нажатием на педаль тормоза, которая располагается в ногах у водителя (исключение – автомобили для обучения принципам вождения, дополнительная группа педалей располагается в ногах у инструктора). Усилие ноги водителя передаётся на тормозные механизмы всех четырёх колёс.

2. Запасную тормозную систему, которая служит для остановки транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы.

3. Стояночную тормозную систему, которая служит для удержания транспортного средства неподвижно на дороге. Используется не только на стоянке, она также применяется для предотвращения скатывания транспортного средства назад при старте на подъёме. Стояночная тормозная система приводится в действие с помощью рычага стояночного тормоза. Водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колёс.

4. Вспомогательную тормозную систему, которая служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счёт торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием выпускных трубопроводов.

При оценке тормозных свойств учитывают тип автомобиля (транспортного средства). В зависимости от назначения автомобили подразделяют на три категории: М – для перевозки людей; N – для перевозки грузов; О – прицепы и полуприцепы. В зависимости от полной массы или числа мест для сидения каждая категория имеет подкатегории.

Из приведенной ниже таблицы зависимости тормозного пути от скорости движения автомобиля, состояния проезжей части видно, что при увеличении скорости в 2 раза тормозной путь увеличивается более чем в 3 раза. Такой показатель должен быть предостережением всем любителям быстрой езды, особенно в условиях городского движения.

Таблица 2.1 Зависимость тормозного пути от скорости движения автомобиля

Скорость перед началом торможения, км/ч

Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя за 1 с, м

Тормозной путь в зависимости от состояния дороги и замедления, м

Путь до полной остановки автомобиля при различном состоянии дороги, м

сухая

мокрая

обледеневшая

сухая

мокрая

обледеневшая

6 м/сек кв.

4 м/сек кв.

2 м/сек кв.

(гр.2+гр.3)

(гр.2+гр.4)

(гр.2+гр.5)

30

8,0

6,0

9,0

17,0

14,0

17,0

25,0

40

12,0

12,0

15,0

31,0

22,0

26,0

42,0

50

14,0

16,0

24,0

48,0

30,0

38,0

62,0

60

17,0

23,0

35,0

69,0

40,0

52,0

86,0

70

19,0

31,0

47,0

94,0

50,0

66,0

113

80

22,0

41,0

62,0

123,0

63,0

84,0

145,0

90

25,0

52,0

78,0

156,0

77,0

103,0

181,0

100

28,0

64,0

96,0

192,0

92,0

124,0

220,0

Страницы: 1 2