Участок р. Волги от Горьковского гидроузла до п. Октябрьский длиной 72 км состоит из двух частей: Горьковский гидроузел – устье р. Оки и устье р. Оки – п. Октябрьский, протяженностью соответственно 56 и 16 км. Выделение данного участка для самостоятельного рассмотрения обусловлено специфическими и исключительно сложными условиями судоходства.

В верхней части рассматриваемого участка р. Волги Горьковская ГЭС – г. Нижний Новгород длиной немного более 50 км расположено 16 перекатов. Перекаты разделяются короткими плесовыми лощинами. Для поддержания судоходных условий на перекатах участка длительное время ежегодно ведутся большие дноуглубительные работы. В связи с ежегодным удалением из судоходных прорезей наносов и отвалом их за кромки судового хода русло р. Волги претерпело изменения. Здесь весьма незначительна разница в глубинах на плесовых лощинах и перекатах, иногда элементы переката – побочни не имеют типичных для реки очертаний.

В результате дноуглубительных работ естественное русло р. Волги на этом участке стало принимать очертания искусственного русла.

Стесненный судовой ход и сложный гидрологический режим на этом участке р. Волги создают серьезные трудности в судоходстве.

В нижней части короткого участка г. Н. Новгород – п. Октябрьский расположены четыре переката. Значительную часть участка занимают рейды речного порта г. Н. Новгород. Регулярные дноуглубительные работы и здесь несколько трансформировали очертания перекатов, сгладили различия перекатами и плесовыми лощинами. Участок серьезных затруднений для судоходства не представляет.

При промежуточной отметке Чебоксарского водохранилища участок р. Волги между Горьковским и Чебоксарским гидроузлами по сложности проводки по нему судов и составов подразделяются на три характерных отрезка:

нижний бьеф Горьковского гидроузла – п . Октябрьский;

п. Октябрьский – нас. пункт Просек (это участок, на котором подпор

от плотины в разных местах появляется по разному, но еще встречается достаточно много перекатов);

нас. пункт Просек – г. Новочебоксарск (это участок со значительным подпором, условия плавания на котором озерные либо близкие к озерным).

Перекаты на отрезке пути от г. Городец до Верхнего Парашинского переката имеют каменистое ложе, а у кромок судового хода много рейдов, огрудков, водозаборов и других препятствий.

Верхней границей Горьковских рейдов принято считать Верхний Ревякский перекат. С этого пункта вступают в действие все правила и требования к судоводителям по проследованию акваторий крупных портов. Однако каждый порт имеет свои особенности. Так, акватория Горьковского порта от Стрелки до Волжской лестницы является районом повышенной сложности плавания.

Нижней границей Горьковских рейдов считается Нижнее-Подновский перекат. Выше переката у острова Подновский на акватории Горьковского порта в навигационный период устанавливается нефтестанция, где можно провести бункеровку.