По сравнению с движением судов на открытых плесах, при движении в канале наблюдаются следующие особенности:

увеличение сопротивления воды и, как следствие, снижение скорости движения при том же режиме работы движетелей судна;

увеличение просадки корпуса судна, а также дифферента на корму;

увеличение сил присоса и отталкивания при движении судна вблизи берегового откоса канала и, как следствие, рыскливости судна;

увеличение размеров волны, приводящее к интенсивному размыву береговых откосов канала.

Причина возникновения указанных особенностей – более интенсивное по сравнению с открытыми плесами сжатие потока, что приводит к изменению поля скоростей движения жидкости вокруг судна и перераспределению гидродинамических давлений на подводной части корпуса судна.

При малых начальных скоростях движения судна в канале соотношение между его скоростью и сопротивлением такое же, как и на открытых плесах при глубокой воде. Но, начиная с некоторой скорости судна, рост сопротивления происходит заметно интенсивнее. Наконец судно достигает такой скорости, что дальнейшее увеличение оборотов главных двигателей (увеличение мощности, подводимой к движетелю) не приводит к заметному увеличению скорости, привычному на глубокой воде. В этом случае говорят, что судно достигло первой критической скорости движения в канале (на мелководье). Внешним признаком достижения этой скорости является появление резко выраженной так называемой береговой, или спутной, волны. Движение с такой скоростью не экономично, потому что приводит к перерасходу топлива, перегрузке двигателей и, как следствие, более быстрому их износу.

Кроме того, движение на такой скорости опасно, т.к. происходит резкое возрастание просадки, и судно может коснуться дна.

Безопасные приемы управления судном в канале не могут быть выработаны или, во всяком случае, достаточно быстро усвоены без правильного представления физических процессов, происходящих при движении судов в канале, при взаимодействии их во время расхождения и обгона. Только в этом случае судоводитель может сознательно управлять судном и предвидеть последствия этого управления. В дальнейшем приемы управления судном при движении в канале рассматриваются параллельно с рассмотрением физических процессов, происходящих при этом.