Требования к точности в условиях PBN иногда (например, при заходе на посадку) могут быть настолько высоки, что обычный режим использования СНС, не обеспечивает требуемой точности. Например, при заходе на посадку требуемая точность определения высоты измеряется дециметрами.

Для решения этих задач могут использоваться системы функциональных дополнений СНС (augmentation systems).

Функциональным дополнением называется комплекс технических и программных средств, предназначенный для обеспечения потребителя глобальной навигационной спутниковой системы дополнительной информацией, позволяющей повысить точность и достоверность определения его пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки часов и гарантирующей целостность этой системы.

Существует три вида систем функциональных дополнений:

- бортовые, не требующие для своей работы наземного или космического оборудования,

- наземные, в которых используются расположенные на Земле дифференциальные корректирующие станции,

- спутниковые, в которых кроме наземных станций используются специальные спутники, передающие на борт ВС необходимую информацию.

Бортовые функциональные дополнения ABAS (Aircraftbased augmentation system) представляют собой совокупность алгоритмов работы приемника, обеспечивающих мониторинг целостности (AIM, autonomous integrity monitoring). Существует два вида такого мониторинга – RAIM и AAIM. Оба основаны на использовании избыточной навигационной информации.

RAIM (Reciever Autonomous Integrity Monitoring) – автономный контроль целостности в приемнике. Его целями являются:

– своевременное обнаружение неустойчиво работающего спутника и исключение его из обработки для навигационных определений;

– оценка текущей погрешности определения координат и выдача предупреждения экипажу, если эта погрешность превышает допустимую;

– прогноз целостности, то есть расчет геометрии расположения исправно работающих спутников и точности навигационных определений в любой заданной точке в заданное время с целью предупреждения экипажа о том, что требуемая точность и надежность навигации по СНС в этой точке не будут обеспечены.

AAIM (Aircraft Autonomous Integrity Monitoring) – бортовой автономный мониторинг целостности. Он является эквивалентом или альтернативой RAIM. В этом случае избыточная информация поступает в приемник не от спутников, а от бортовых систем. Наиболее часто используется информация о координатах ВС от инерциальных систем или полученная по двум дальномерным радиомаякам (DME/DME). Часто в бортовой приемник поступает барометрическая высота от системы воздушных сигналов.

В Руководстве по PBN приведены следующие требования к готовности

бортовой системы функционального дополнения (ABAS):

Уровни RAIM … можно проверить либо посредством NOTAM (где таковые выпускаются), либо с помощью прогнозирования. Эксплуатационный орган может предоставить специальные рекомендации относительно того, как соблюдать данное требование (например, если имеется достаточное число спутников, прогнозирование может не потребоваться). Эксплуатанты должны быть осведомлены о данных прогнозирования, имеющихся для намеченного маршрута. В прогнозе готовности RAIM следует учитывать последние NOTAM о созвездиях GPS и модель бортового радиоэлектронного оборудования (если таковая известна). Такое обслуживание может быть предоставлено ПАНО, изготовителем бортового радиоэлектронного оборудования, другими организациями или с помощью функции прогнозирования RAIM бортового приемника. В случае прогнозируемой, непрерывной потери соответствующего уровня обнаружения отказов в течение более 5 мин для любого участка полета … план полета следует пересмотреть (например, задержать вылет или запланировать другую схему вылета).» [1]

Страницы: 1 2 3 4