Концепцию воздушного пространства можно рассматривать как общее видение или генеральный план конкретного воздушного пространства. Основываясь на конкретных принципах, концепция воздушного пространства направлена на достижение конкретных целей. Стратегические цели являются движущим фактором, определяющим общее видение концепции воздушного пространства. Как правило, эти цели определяются пользователями воздушного пространства, организацией воздушного движения (ОрВД), аэропортами, а также политикой в области окружающей среды и государственной политикой. Функцией концепции воздушного пространства и концепции полетов и является соблюдение этих требований. Стратегическими целями, которые в большинстве случаев являются определяющими факторами концепции воздушного пространства, являются безопасность полетов, пропускная способность, эффективность, доступ и окружающая среда. (рис. 1)

Рис. 1. Стратегические цели применительно к концепции воздушного пространства

Для удовлетворения потребностей концепции воздушного пространства требуется определить навигационные функциональные требовании в рамках контекста навигации, основанной на характеристиках. Эти требования формализованы в навигационной спецификации, которая, наряду с инфраструктурой навигационных средств, обеспечивает конкретный навигационный прикладной процесс. В качестве составной части концепции воздушного пространства, навигационные прикладные процессы также имеют отношение к связи, наблюдению ОВД, ОрВД, средствам УВД и производству полетов. Концепция воздушного пространства объединяет все эти элементы вместе в одно единое целое. Определяется роль, которую будет играть каждый инструмент реализации в общей концепции. Ни один «инструмент реализации» не может быть разработан изолировано. PBN является одним из нескольких инструментов реализации концепции воздушного пространства наряду со связью, наблюдением и ОрВД. Это показано на рис. 2.

Рис. 2. Взаимосвязь навигации, основанной на характеристиках и концепции воздушного пространства

Концепция навигации, основанной на характеристиках (PBN), базируется на использовании системы зональной навигации.

Применение PBN основывается на двух главных исходных компонентах:

1) инфраструктуре навигационных средств. Под инфраструктурой навигационных средств понимаются наземные или спутниковые навигационные средства. Наземные навигационные средства включают DME и VOR. Спутниковые навигационные средства включают элементы GNSS.

2) навигационной спецификации. Навигационная спецификация используется государством в качестве основы для разработки материала для утверждения летной годности и эксплуатации. В навигационной спецификации детализируются: требуемые от системы RNAV характеристики в виде точности, целостности, эксплуатационной готовности и непрерывности; какими навигационными функциональными возможностями система RNAV должна обладать; какие навигационные датчики должны быть интегрированы в систему RNAV, а также какие требования предъявлять к летному экипажу. Навигационной спецификацией является либо спецификация RNP, либо спецификация RNAV. Спецификация RNP включает требование к автономному контролю на борту за выдерживанием характеристик и выдаче предупреждений, в то время как в спецификации RNAV такое требование отсутствует.

Точность навигации характеризуется величиной погрешности выдерживания заданной траектории, которая называется общей погрешностью системы (TSE, Total System Error). Погрешности рассматриваются отдельно по боковой и продольной координатам. По боковой координате, то есть в направлении, перпендикулярном ЛЗП, TSE представляет собой расстояние между фактическим местоположением ВС и линией заданного пути в навигационной системе. Она включает в себя следующие составляющие: погрешность определения траектории (PDE), погрешность техники пилотирования (FTE) и погрешность навигационной системы (NSE), как это показано на рис. 3.

Страницы: 1 2 3