Я предпочту увидеть, что мои маленькие девочки умрут сейчас, все еще веря в Бога, чем если бы они росли при коммунизме и однажды умерли, больше не веря в Бога.

Р. Рейган, из обращения к нации 8 марта 1983 года.

В 1970 году Евгений Логинов скончался. Его место занял Борис Бугаев, бывший личный пилот Леонида Брежнева. В Аэрофлоте опять начались перестановки, в результате которых было создано 29 региональных управлений гражданской авиации (УГА). В 1971 году было образовано специальное лётное предприятие, предназначенное для полётов за рубеж – Центральное Управление Международных Воздушных Сообщений (ЦУ МВС). Это был элитный авиаотряд. Попасть в него могли только лучшие советские лётчики. Предприятие получило новейшие самолёты советских КБ – это был уже упомянутый выше Ил-62, Ту-134 и Ту-154. Также, Аэрофлот вступил в ICAO – международную авиационную организацию, входящую в состав ООН.

23 октября 1974 года в Вене произошло важное событие – на 75 сессии Международного Олимпийского Комитета было принято решение о проведении XXII Олимпийских Игр в Москве. Специально для обслуживания зарубежных гостей 6 мая 1980 года был введён в эксплуатацию новый терминал для ЦУ МВС - «Шереметьево-2», а самолёты авиаотряда в добавление к обычной надписи на бортах «АЭРОФЛОТ» получили подпись «Official Olympic Carrier» (официальный Олимпийский авиаперевозчик). Но не все зарубежные спортсмены смогли увидеть то, что никто раньше никогда не видел.

20 апреля 1978 года в небе над Кольским полуостровом был сбит Боинг-707 южнокорейской авиакомпании «Korean Air Lines». Благодаря своему мастерству лётчикам удалось посадить самолёт на лёд озера Корпиярви в Карелии. Погибли 2 человека. Командир экипажа и штурман были арестованы по обвинению в шпионаже, но после прошения о помиловании в Верховный Суд СССР они были отпущены. После этого на первой ленте всех мировых газет в течение недели находилась статья «Советские варвары сбили советский самолёт». СССР предъявил Южной Корее счёт на 100000 долларов за содержание пассажиров. А Боинг был распилен на металлолом.

В связи с вводом советских войск в Афганистан, США и некоторые страны-члены НАТО приняли решение бойкотировать Игры в Москве. А на Аэрофлот были наложены санкции. В частности, советским самолётам была запрещена заправка топливом на территории стран, объявивших бойкот. Но у Аэрофлота уже была оборудована «топливная база» в ирландском аэропорту Шеннон. Поэтому данный мораторий был, по сути своей, бессмысленным.

Но в 1983 году произошло событие, всколыхнувшее противостояние между США и СССР. 1 сентября в небе над Сахалином был сбит «Боинг-747» той же самой авиакомпании, чей самолёт был сбит над Колой. В результате все 269 человек, находившиеся на борту, погибли. Действия Советского Союза вызвали активно подогреваемую правительством США волну возмущения и протеста на западе. Президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости», а СССР получил новое «прозвище» - «Империя Зла». Особое возмущение было в Южной Корее, где на многотысячных демонстрациях сжигались советские флаги. А 15 сентября специальным указом Рейгана самолётам Аэрофлота было запрещено совершать рейсы в США и из них, а также входить в воздушное пространство страны.

В ответ в 1984 году советское руководство наложило денежную компенсацию за пролет над территорией СССР на всех транзитников. До этого ее платили лишь авиаперевозчики, самолетам которых требовалась дозаправка в Москве. Теперь же плата бралась со всех авиакомпаний вне зависимости от того, совершают ли они промежуточную посадку или нет. Правовым обоснованием для нововведения было положение чикагской Конвенции о гражданской авиации, по которому каждая страна имеет право на принудительную таможенную посадку самолета, пролетающего над ее территорией. Плата сделалась своего рода индульгенцией от этих принудительных посадок.

Тем временем, в ЦУ МВС пришёл новый самолёт – Ил-86. Это был самый большой лайнер из всех, что производился в СССР. Он мог перевозить 300 пассажиров на расстояние до 5000 километров. В 1984 году он начал выполнять рейсы по новой трассе, скорректированной с учётом моратория. Из-за невозможности прямого перелёта из Шеннона в Гавану по причине слишком маленькой дальности полёта был заключён контракт о создании «топливной базы» в аэропорту Гандер в Канаду. В том же году аэрофлотовцами был впервые покорён экватор (на рейсе Москва – Триполи – Луанда).

В марте 1985 года Генеральным Секретарём ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачёв. Благодаря новому политическому курсу – Перестройке – в отношениях в США наступила долгожданная «оттепель». В марте 1986 года мораторий на полёты был снят. Была существенно расширена география полётов. В результате, число стран, в которые летал Аэрофлот, приблизилось к 100.

К концу 80-ых гг. Аэрофлот перевозил ежегодно более 130 миллионов пассажиров, около 3 тысяч тонн грузов и свыше 400 тысяч тонн почты. На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тысяч км и более) — свыше 80%. Однако, в это время уже начался закат Советского Союза, а вместе с ним и Главной Авиакомпании СССР.

Страницы: 1 2