Для определения ситуации на железнодорожном транспорте необходимо рассмотреть цели, задачи, итоги и этапы реформирования на железнодорожном транспорте в целом.

Процесс структурного реформирования железнодорожного транспорта начат в соответствии с его Программой. В связи с большим объемом работ, было принято решение проводить его поэтапно:

- Первый этап – 2001-2002 гг.;

- Второй этап – 2003-2005 гг.;

- Третий этап – 2006-2010 гг.

Первый этап предполагал выполнение подготовительных работ, остальные – непосредственную реализацию декларированных положений.

При разработке Программы структурной реформы основное внимание уделялось пассажирскому комплексу дальнего и пригородного сообщения, что обусловлено их социальным значением.

Второй этап был посвящен проблемам пассажирского комплекса дальнего следования. Ввиду невыполнения поставленных задач, третий этап также заполнили проблемы дальнего сообщения. Задачи были выполнены в 2010 году, после четырех переносов «на потом».

Основные задачи первого этапа реформирования:

1 Разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО "Российские железные дороги".

2 Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Итоги первого этапа реформы:

- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций железнодорожного транспорта;

- проведение инвентаризации земли и имущества предприятий железнодорожного транспорта;

- приведение, в соответствии с основными принципами гражданского законодательства Российской Федерации, документы, регламентирующие работу отрасли;

Основные задачи второго этапа реформирования:

1 Создание ДЗО ОАО "РЖД", осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности (грузовые перевозки, пригородные пассажирские перевозки, сервисные предприятия, машиностроение, телекоммуникации, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта);

Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок;

3 Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

Итоги второго этапа:

В течение 2004-2005 гг. советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ, в том числе по сферам деятельности:

- производство и капитальный ремонт путевой техники;

- производство средств железнодорожной автоматики и телемеханики;

- капитальное строительство и проектно-изыскательские работы;

- ремонт грузовых вагонов;

- научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы;

- контейнерные грузовые перевозки;

- перевозки грузов изотермическим подвижным составом;

- пригородные пассажирские перевозки.

Задачи третьего этапа реформы на железнодорожном транспорте:

1 Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок.

2 Переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.

3 Создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании.

4 Формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов Российской Федерации.

5 Продажа акций дочерних обществ ОАО "РЖД" частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру".

Рассмотрим итоги третьего этапа реформы:

- Обеспечено формирование конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами путем создания дочерних общесетевых ("Первая грузовая компания", "Вторая грузовая компания") и специализированных (Трансконтейнер", "Рефсервис", "Русская Тройка", "РейлТрансАвто") операторских компаний и полного вывода из ОАО "РЖД" парка грузовых вагонов посредством его передачи в капитал дочерних операторов и продажи (до 70 тыс. вагонов) иным собственникам подвижного состава;

- Создана Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами;

- Практически завершена работа по созданию на полигоне железных дорог пригородных пассажирских компаний, в том числе с участием субъектов Российской Федерации (по состоянию на 2010 г. создано 22 компании);

- Проведена масштабная работа по созданию дочерних обществ в сферах пассажирских перевозок, оперирования грузовыми вагонами, ремонта подвижного состава, промышленного производства, изготовления материалов верхнего строения пути, санаторно-курортного обслуживания (начиная с 2004 г. по состоянию на 2010 г создано 75 дочерних обществ).

Страницы: 1 2