Пригородный пассажирский комплекс, являясь одной из составляющих инфраструктуры современного города, оказывает существенное влияние на функционирование всех его подсистем, включающих, в том числе промышленность, сферу обслуживания, жилой фонд, население. Массовый пассажирский транспорт имеет по сравнению с личным гораздо лучшие показатели по загрузке дорожной сети, экологии и безопасности. Пассажирские, региональные, междугородные и пригородные перевозки в Российской Федерации выполняются в основном автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом железнодорожный транспорт, перед автомобильным, имеет ряд преимуществ, обусловленных в основном тем, что он потенциально экономичнее, экологически чище и безопаснее.

Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта выполняет наиболее важную функцию, обеспечивающую конституционные права граждан на передвижение. На протяжении многих лет он является основным видом транспорта, перевозящего пассажиров в пригородном и дальнем сообщении. В настоящее время из всех видов транспорта этот комплекс занимает второе место по количеству перевезенных пассажиров и пассажирообороту.

Структура перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта представлена на рисунке 1.1

Рис. 1.1 – Структура перевозок по видам транспорта за 2009 г., %

Динамика изменения количества перевезенных пассажиров автобусным и железнодорожным транспортом за 1990-2009 гг, представлена на рис. 1.2

Рис. 1.2 – Динамика изменения количества перевезенных пассажиров автобусным и железнодорожным транспортом за 1990-2009 гг.

Динамика изменения количества перевезенных пассажиров морским и внутренним водным транспортом за 1990-2009 гг.

Рис. 1.3 - Динамика изменения количества перевезенных пассажиров морским и внутренним водным транспортом за 1990-2009 гг.

С 1991 г. в развитии пассажирского комплекса, железнодорожного транспорта наметился ряд негативных тенденций, таких, как изменение условий перевозок пассажиров по уровню предоставляемого комфорта, скорости движения, географии маршрутов (отставание от временных требований); сдерживание тарифов, обусловленное социальной политикой государства, а также проводимая в отрасли работа по улучшению качества перевозок, вызвавшая убыточность данного вида услуг, которая неуклонно возрастала.

В результате реформирования пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта произошло организационное разделение перевозочной и инфраструктурной деятельности: создано 26 пригородных пассажирских компаний (ППК), осуществляющих перевозки в 73 субъектах РФ.

В 2011 г. была обеспечена положительная динамика количественных, качественных и экономических показателей пригородных пассажирских перевозок в РФ: пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта по сравнению с 2010 г. Увеличился в целом на 4,3%, при этом пассажирооборот автомобильного транспорта – основного конкурента – снизился на 2,1%, а по всем видам транспорта увеличился на 3,8%.

В 2012 г. наоборот, в сравнении с 2011 г. уменьшился на 12,8% у железнодорожного транспорта.

Несмотря на принятые Правительством РФ, ОАО «РЖД», перевозчиками и рядом регионов меры, пригородные железнодорожные перевозки в 2012 году не удалось вывести на безубыточный уровень.

Объемы пассажирских перевозок и, следовательно, получаемые от них доходы распределяются неравномерно. В качестве группы лидеров можно выделить четыре субъекта РФ: Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Финансовые результаты работы ППК за 2011 г. в разрезе субъектов представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Финансовые результаты работы ППК за 2011 г. в разрезе субъектов РФ, млрд. руб.

Показатель

Расходы

Доходы

Убытки

Всего

78,1

+42,7

-35,4

В том числе:

Группа лидеров (4 субъекта РФ)

32,6

+28,3

-4,3

Остальные 69 субъектов РФ

45,5

+14,4

-31,1

Страницы: 1 2