Рабочую ширину зубчатых венцов для двухвальной коробки передач определим по соотношению:

Нормальный модуль зубчатых колёс коробки передач принимаем согласно Таблицы 2 [с.16; 2] mп=4,25 мм.

В проектируемой коробке передач используюем косозубые зубчатые колёса, что обеспечивает уменьшение шума и повышение прочности.

Далее принимаем предварительно угол наклона косозубых колёс согласно Таблицы 3 [с.17; 2] β=22º и рассчитываем сумму чисел зубьев в паре:

Принимаем zΣпр=44 и уточняем угол наклона зубьев по формуле:

Направление наклона зубьев для двухвальной коробки выбираем левым для зубчатого венца первичного вала и зубчатых колёс вторичного вала, правым – для зубчатых колёс промежуточного вала.

Определение габаритных размеров и массы коробки передач, диаметров валов, основных размеров подшипников

Поперечные габаритные размеры коробки передач предварительно определим по диаметрам зубчатых колёс, а также по расположению промежуточных зубчатых колёс передачи заднего хода и механизма переключения передач. Габаритный осевой размер картера предварительно будет:

Осевые размеры зубчатых муфт и синхронизаторов зависят от конструктивных особенностей. Двухсторонняя зубчатая муфта с синхронизаторами имеет осевой размер:

Предварительный расчёт массы синхронизированной двухвальной коробки передач проведём по следующему выражению:

где nс=8 – число ступеней коробки передач.

Размеры валов коробки передач выберем из условия обеспечения достаточной жёсткости. У шлицевой части первичного вала ориентировочно принимаем диаметр:

В средней части вторичного и промежуточного валов диаметр будет:

Предварительно габаритные размеры подшипников выберем с учётом допустимых размеров отверстий в картере. Для этого будем ориентировочно руководствоваться следующими соотношениями основных размеров в долях межосевого расстояния согласно [с. 20; 2]:

- подшипник задний первичного вала:

- подшипник задний вторичного вала:

- подшипник передний промежуточного вала:

- подшипник задний промежуточного вала:

По условию необходимой жёсткости картера перемычка между соседними отверстиями под подшипники в стенке картера принимаем:

Диаметр шейки вторичного вала под передний подшипник принимаем равным: