Для сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда особое значение имеет состояние воздушной среды: чистота воздуха, метеорологические условия в рабочих помещениях. Однако многие производственные процессы на АТП сопровождаются выделением в воздух рабочей зоны вредных веществ, к которым относятся различные газы, пары и пыль. Вредные вещества выделяют двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в составе отработавших газов, при сварочных работах, зарядке аккумуляторов, мойке деталей автомобилей, пайке, обработке металла и дерева, окраске, заправке автомобилей и агрегатов топливом, маслами и техническими жидкостями и в ряде других случаев. Эти вещества проникают в организм человека через дыхательные пути, а также через кожу и пищеварительный тракт и могут вызвать раздражение и травмирование слизистых оболочек дыхательных путей, болезни кожного покрова, ожоги, отравления и другие изменения в организме человека. Степень и характер изменений зависят от количества, продолжительности воздействия, путей проникновения, химической структуры вредного вещества, температуры среды, состояния организма и многих других факторов.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса: 1-й- чрезвычайно опасные; 2-й -высокоопасные; 3-й - умеренно опасные; 4-й - малоопасные.

В целях безопасности работающих количество вредных веществ в воздухе рабочей зоны ограничивается предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Предельно допустимыми концентрациями вредных веществ в воздухе рабочей зоны являются такие концентрации, которые при ежедневной работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Данные о ПДК вредных веществ, встречающихся в воздухе рабочей зоны помещений АТП, установлены ГОСТ 12.1.005-76.

Вентиляция предусматривается для обеспечения в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях АТП параметров воздушной среды, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям.

По способу перемещения воздуха вентиляция подразделяется на естественную и механическую. Сочетание естественной и механической вентиляции называют смешанной вентиляцией.

Естественная вентиляция происходит вследствие разности температур снаружи и внутри помещения и действия ветра. Она бывает неорганизованной и организованной. При неорганизованной вентиляции воздух поступает и удаляется через щели и поры наружных ограждений (инфильтрация), окна, фонари, форточки, ворота и двери (проветривание). Такая вентиляция малоэффективна и не поддается регулировке, поэтому большее распространение получила организованная вентиляция. Она осуществляется с помощью специальных регулируемых проемов (аэрация) или специальных устройств для использования кинетической энергии ветра-дефлекторов.

Естественную вентиляцию устраивают главным образом в административно-бытовых и некоторых складских помещениях АТП и обязательно в помещениях для стоянок, ТО и ТР автомобилей, работающих на сжатом природном газе, объемом менее 31 тыс. м3.

Механическая вентиляция обеспечивает подачу и удаление воздуха различными механическими устройствами: вентиляторами, эжекторами и др.

В зависимости от направления воздушных потоков - в помещение или из помещения механическая вентиляция бывает приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.

По характеру охвата помещения она подразделяется на общеобменную, распространяющую свое действие по всему объему помещения, и местную, распространяющую свое действие только на часть помещения.

Обычно на АТП широко применяют сочетание этих двух видов вентиляции.

По времени действия различают рабочую вентиляцию (постоянно действующую во время работы) и аварийную (приводится в действие при аварийных выбросах вредных веществ).

На АТП большинство производственных помещений оборудуют механической общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией. Она должна быть в помещениях для хранения, ТО и ТР автомобилей, участков по ремонту аккумуляторов, сварочных, кузнечно-рессорных, жестяницких, шиноремонтных, вулканизационных, окрасочных участков, в помещениях для регенерации масла и других, где могут находиться автомобили или выделяться вредные вещества.

Страницы: 1 2