Основными неисправностями форсунок, ухудшающими процесс сгорания топлива, являются: подтекание и плохое качество распыливания топлива; прогар или засорение соплового наконечника; отрыв или трещины в трубке высокого давления, трещины в корпусе форсунки; нарушение герметичности уплотнения форсунки в адаптере и др.

Для того чтобы снять форсунку с дизеля, выполняются следующие операции:

1. Ключом на 80 откручиваются два болта клапанной коробки;

2. Откручивается трубка высокого давления рожковым ключом на 32;

3. Ключом на 14 откручивается штуцерный болт сливной трубы;

4. Ключом на 22 откручиваются три гайки крепежной шайбы форсунки;

5. Специальным ключом в виде буквы «Г» вытаскивается форсунка.

После снятия форсунки необходимо оставить медные кольца и проверить выход носка в камеру сгорания (1,5-2,5 мм)

Снятые с дизеля форсунки устанавливаются на стенд А106 (см. рис. 4.1, 6.1.) и испытываются на плотность и качество распыливания топлива, по результатам которых определяется состояние и необходимость разборки при ремонте.

При текущих ТР-2, ТР-3 и капитальных ремонтах форсунки разбираются в такой последовательности:

1. Форсунка укрепляется в специальном гнезде верстака.

2. Вывертывается стакан пружины, вынимается пружина с тарелкой, а затем толкатель и щелевой фильтр вместе с уплотнительным кольцом (см. рис. 1.1.)

3. Вынимается винтовым приспособлением щелевой фильтр вместе с уплотнительным кольцом.

4. Вынимается корпус распылителя с иглой и ограничителем подъема иглы.

5. Выталкиваются стержнем сопловый наконечник и его прокладка.

После разборки детали форсунки очищаются от нагара (см. п.3.3), промываются в осветительном керосине с применением волосяных щеток и осматриваются. Подлежат браковке детали со следующими дефектами:

1. Корпус и регулирующая пробка форсунки – трещины, срыв более двух ниток резьбы, забоины и вмятины на резьбе, не подлежащие исправлению.

2. Корпус распылителя – трещины и скалывание кромок торцов, коррозия на рабочей поверхности.

3. Игла распылителя – коррозия на рабочих поверхностях, наклеп торца, упирающегося в ограничитель.

4. Сопловый наконечник – следы прогара, разработка отверстий более допускаемых размеров (проверяются на длинномере).

5. Щелевой фильтр – зазор по корпусу распылителя более 0,20 мм (при ТР-2 и ТР-3 более 0,15 мм).

6. Толкатель – увеличение зазора по фильтру более 0,5 мм, наклеп на сферических поверхностях или износ их более 0,5 мм.

7. Непрямолинейность более 0,03 мм на длине толкателя, уменьшение длины более 0,5 мм.

8. Тарелка пружины – износ опорной поверхности под пружину более 0,5 мм.

9. Пружина форсунки – трещины и износ более 0,3 мм, высота в свободном состоянии менее 28,5 мм.

Особое внимание уделяется состоянию иглы распылителя и корпуса. Риски и выработка на притирочных поясках не допускаются. Проверяется правильность прилегания притирочных поясков иглы и корпуса распылителя. Игла считается годной при ширине пояска 0,4 мм и менее.