При выборе СИ учитывают совокупность метрологических (цена деления, погрешность, пределы измерения), эксплуатационных и экономических показаний, к которым относятся массовость (повторяемость измеряемых размеров) и доступность их для контроля, стоимость и надёжность, метод измерения; время, затрачиваемое на измерение массы, размеров, рабочая нагрузка; жесткость объекта контроля, шероховатость его поверхности; режим работы и.т.д.

Наиболее подходящими для контроля эффективности тормозных систем являются следующие приборы: ЭФФЕКТ, диагностическая линия Spesial 3.2 MSD, стационарный универсальный стенд контроля тормозных систем СТС-10У-СП-11.

Выберем из этих средств измерений наиболее оптимальное, используя метод выбора средства измерения с учетом безошибочности контроля и его стоимости.

Выбор СИ с учетом безошибочности контроля и его стоимости осуществляется как метод оптимизации по критериям точности (классу точности γ или абсолютной предельной погрешности ΔСИ) СИ, его стоимости ССИ и достоверности измерения. Целевая функция G, определяющая минимум вероятности неверного заключения Рн.з=РI+РII и минимум стоимости при оптимальном классе точности, имеет вид

G = min [Рн.з/Рн.з0 + С/С0],

где С/С0 – относительное значение стоимости СИ, С0 – соответственно максимальное значение стоимости СИ, Рн.з/Рн.з0, Рн.з0 – относительная и максимальная вероятности неверного заключения.

Рассмотрим данные средства измерения и для каждого вида измерений оценим отношение

μ=2Δизм/Т

Далее найдем РI и РII по номограмме определения РI и РII при нормальных законах распределения контролируемого параметра и погрешности измерения (Сергеев А.Г. Метрологическое обеспечение эксплуатации технических систем, с.266, рис. 4.24).

Затем вычислим Рн.з для средств измерения (таблица 3.1). Эти значения определим для максимальных (наихудших) значений кривых 2Δизм/Т, так как действительные значения технологического рассеяния σизг неизвестны. Затем охарактеризуем отношение Рн.зi/Рн.з0, Сi/С0,

(отдельно по каждой категории средств измерения) и построим график G=f(γ) (рисунок 3.1).

Таблица 3.1 Расчетные значения вероятностных показателей средств измерения тормозного пути

Тип средства измерения

Класс точности γ

Погрешность измерения Δизм, м

2Δизм/Т

Вероятность неверного заключения Рн. з

Рн. з/Рн. 0

С/С0

Целевая функция G

Диагностическая линия Spesial 3.2 MSD

0,5

0,0635

0,127

0,015

0,3

0,99

1,29

ЭФФЕКТ

1

0,127

0,24

0,028

0,5

0,7

1,2