Куйбышевское водохранилище является самым крупным на р. Волге. Оно образовано подпорными сооружениями Куйбышевского гидроузла, построенного в г. Тольятти в 1958 году. Подпор водохранилища распространился по р. Волге до Чебоксарского гидроузла и по р. Каме до Нижнекамского гидроузла. После наполнения длина водохранилища по р. Волге составляла 580 км, максимальная ширина – 30 км и глубина 39 м. После перекрытия р. Волги Чебоксарским гидроузлом длина водохранилища снизилась до 490 км. Значительный подпор до гидроузла вызвал большие затопления поймы реки. С учетом конфигурации коренных берегов реки водохранилище приобрело форму 5 – 6 больших разливов, соединенных между собой суженными участками.

На Куйбышевском водохранилище наблюдается неблагоприятный для судоходства волновой режим. Наибольшее волнение на акватории водохранилища наблюдается при ветрах северного и южного направлений.

Куйбышевское водохранилище (по р. Волге) можно условно разделить на три характерных участка. На верхнем участке, протяженностью 55 км, начиная от Чебоксарской ГЭС водохранилище имеет типичный речной характер: ширина русла колеблется от 0,8 до 1,5 км, глубина на оси судового хода от 4,5 до 12 м. При наполненном водохранилище здесь наблюдается относительно небольшой подпор. В условиях сработки восстанавливаются условия, близкие к речным. Судовой ход пролегает в основном русле реки.

От шлюзов № 17 и № 18 Чебоксарского гидроузла суда следуют вниз нижним подходным каналом вдоль правого коренного берега, а затем отклоняются по ходу влево к средней части русла в обход дамбы и водозабора, расположенных выше причального фронта Чебоксарского порта. Здесь и ниже, в Новинской воложке, скорость судов ограничена, т. к. у левой кромки судового хода оборудованы специализированные рейды для судов, ожидающих шлюзование.

Судоводителям надо иметь в виду, что при выходе из подходного канала слева от работающей ГЭС может действовать сильное прижимное течение, направленное к правой кромке судового хода. За этой кромкой встречаются затопленные железобетонные изделия, арматура, оставленные строителями.

От затона им. Бутякова до Казанского автодорожного моста у населенного пункта Набережные Моркваши участок характеризуется значительной извилистостью судового хода, большим числом затопленных островов, частыми пересечениями основного судового хода переправами.

Для обеспечения безаварийной работы судна на этом участке судоводитель должен учитывать: работу переправы г. Волжск – г. Козловка, выход судов на основной судовой ход из Лопатинской воложки от пассажирской пристани Волжск и слева от причалов Зеленодольского судостроительного завода, работу переправы г. Зеленодольск – п. Нижние Вязовые (ниже Красного железнодорожного моста), наличие пеньков и затопленных кустов на кромках судового хода при движении между островами Васильевский, Коса, Свияжские.

В границах Казанских рейдов (между населенными пунктами Печищи – Ключищи) движение судов и составов должно осуществляться с предельной осторожностью.

Акватория гавани Казанского порта является районом повышенной сложности плавания, все суда на акваторию выходят только снизу. Заход в аванпорт, а также подход к причалам регулируется диспетчером движения. Прибывшие сверху суда должны делать оборот для входа в районе рейда пассажирских судов. Грузовые, буксирные, пассажирские четырехпалубные и другие суда выходят из гавани у нижней головы волнолома, пассажирские суда, кроме четырехпалубных, выходят по дополнительному судовому ходу, по бывшему руслу р. Казанки, т. е. через верхнюю голову волнолома. Через порт Казань проходит условная граница между речной и озерно-речной частями водохранилища (Волжского направления). К озерно-речной части Куйбышевского водохранилища относят участок от порта Казань до устья р. Камы. Особенность его по сравнению с речной частью водохранилища заключается в том, что габаритные размеры судового хода здесь больше гарантированных и, начиная от С. Ключищи, плавучие навигационные знаки выставлены по оси судового хода.