Чебоксарское водохранилище образовалось в 1980 году в результате перекрытия р. Волги в районе г. Новочебоксарск. Проектом было предусмотрено наполнение водохранилища в два этапа. Однако второй этап наполнения с дополнительным подъемом уровня воды на 5 м отклонен. Современное состояние водохранилища соответствует первому этапу наполнения. Длина водохранилища 263 км, максимальная ширина 13 км.

В связи с относительно небольшими размерами водохранилища и волногасящим эффектом затопленной поймы высота волн при скорости ветра 10 м/с достигает всего 1 м, а при скорости 20 м/с приближается к 1,5м.

На протяжении 70 – 80 км ниже п. Октябрьский водохранилище характеризуется речными условиями плавания, его ширина колеблется от 0,5 до 2 км. На следующих 50 – 60 км пойма местами затоплена, появляются острова, ширина водохранилища увеличивается до 5 км. В районе устьев рек Суры и Ветлуги разливы значительно увеличивают ширину водохранилища. Оно принимает характер, типичный для водохранилищ на равнинных реках.

Верхний речной участок Чебоксарского водохранилища представляет собой чередование перекатов с плесовыми лощинами.

На нижнем участке водохранилища населенный пункт Просек – г. Новочебоксарск протяженностью 180 км наблюдаются большие разливы, габаритные размеры судового хода больше гарантированных, много затопленных и подтопленных островов, яров и оврагов.

От пристани Бармино до населенного пункта Фокино правый коренной берег изобилует каменистыми образованиями, к нему приближаться нельзя.

Крутой изгиб судового хода влево создает трудности в оценке судоходной обстановки в районе г. Васильсурск. Здесь судоводителю необходимо согласовать свои действия по УКВ – радиосвязи со всеми рядом находящимися судами. У причалов г. Васильсурск часто маневрируют пассажирские суда, а ниже причалов правый коренной берег изобилует каменистыми образованиями вплоть до Сумских рейдов, оборудованных у населенного пункта Хмелевка.

В порту Козьмодемьянск у дежурного диспетчера следует получить прогноз погоды, т. к. на участке Козьмодемьянск – Новочебоксарск условия плавания озерные. Наиболее сложным участком озерной части Чебоксарского водохранилища является отрезок пути от г. Козьмодемьянск до пристани Ильинка. Здесь судовой ход проложен между затопленными и подтопленными островами, ярами, мелями, вдаль от коренных берегов. Поэтому единственным средством ориентировки остаются навигационные знаки. Створы на этом переходе выставлены на подтопленных островах и плохо просматриваются.

Подход всех судов к причалам Чебоксарского порта, находящимся в заливе реки Чебоксарка, осуществляется только по разрешению диспетчера порта. Транзитные суда выходят из залива, как правило, задним ходом.