Рыбинское водохранилище расположено на границах Тверской, Вологодской и Ярославской областей. Рыбинский гидроузел был введен в эксплуатацию в 1941 году, однако наполнение водохранилища до нормального подпорного уровня произошло лишь в 1947 году. Основное значение Рыбинского водохранилища состоит в решении энергетических и транспортных задач.

На водохранилище благоприятные условия для судоходства на р. Волге от г. Рыбинск до г. Углич и на нижней Шексне. Эти два направления являются составными частями соответственно канала им. Москвы и Волго-Балтийского водного пути им. В.И. Ленина.

Рыбинское водохранилище образовано в результате затопления поймы участка р. Волги и устьевых рек Мологи, Шексны, Согожи и др. Это придало водохранилищу очертания озеровидного бьефа с островами и берегами, изрезанными заливами.

Подпор по р. Волге распространился на 110 км до Угличского гидроузла. При НПУ максимальная глубина водохранилища достигает 30 м, а средняя глубина – 5,6 м.

По гидрометеорологическим условиям Рыбинское водохранилище относится к водохранилищам с озерными условиями плавания. По данным многолетних наблюдений на водохранилище преобладают ветры западного, юго – западного и южного направлений. На участке г. Рыбинск – г. Череповец волны высотой 2 м зафиксированы при ветрах северного, восточного и южного направлений скоростью 20 м/с.

К зоне Рыбинского водохранилища условно относят и примыкающие к нему магистральные пути рек, находящиеся в подпоре. С учетом этого следует рассматривать три характерных участка: р. Волга (от Угличского гидроузла до п. Коприно), р. Шексна (от Шекснинского гидроузла до устья) и собственно озерная часть водохранилища.

На находящемся в подпоре участке р. Волги судовой ход пролегает в основном русле реки. От нижнего бьефа Угличского гидроузла к озерной части Рыбинского водохранилища глубины на оси судового хода увеличиваются от 4 до 12 м, ширина русла – от 500 м до 2,0 км, появляются острова. Этот участок несложен для судоходства.

По условиям плавания Рыбинское водохранилище делится на озерную и речную части.

Озерная часть водохранилища является своеобразным связующим звеном в единой глубоководной системе. Здесь проложены четыре основных судовых хода: №№ 62; 63; 64; 65.

Направление течения на каждом из них совпадает с направлением судового хода.

Из четырех основных судовых ходов Рыбинского водохранилища наиболее интенсивное движение судов отмечается на участках № 63 и 65. По судовому ходу № 65 от порта Углич до населенного пункта Коприно (речная часть водохранилища) наиболее сложными для судовождения являются районы порта Углич, пристани Мышкино и железнодорожной станции Волга.

После выхода из Угличского шлюза в нижний бьеф суда движутся нижним подходным каналом, а затем круто поворачивают влево для следования по Рыбинскому водохранилищу к населенному пункту Золоторучье. У Золоторучья справа и слева оборудованы рейды для ожидания шлюзования и других технических операций, а поэтому скорость здесь должна быть ограничена.

У железнодорожной станции Волга водохранилище пересекает железнодорожный мост. Мост имеет два судоходных пролета. Здесь право-бережная дамба перекрывает часть живого сечения водохранилища, что вызывает рост скорости течения в пролете моста в 2 раза по сравнению со скоростью на подходе к нему, наблюдаются прижимные течения направленные к левобережному устою моста. Выше, в непосредственной близости от судоходных пролетов находятся устои старого моста. Для исключения навала на них судов и составов необходимо обеспечить движение строго по оси пролета параллельно направлению течения.

Страницы: 1 2