Вне зависимости от занимаемой должности (от матроса до капитана) обязанности, права, ответственность, условия труда каждого члена экипажа судна определяются рядом руководящих документов, в частности, “Кодексом торгового мореплавания”, “Уставом службы на судах морского флота”; Коллективным договором; Контрактом; ”Правилами внутреннего распорядка”, а также “Правилами технической эксплуатации” (ПТЭ).

Любой член экипажа судна занимает определенную должность и выполняет обязанности, предусмотренные штатным расписанием.

Матросы морских судов согласно международной квалификации делятся на категории “вахтенный матрос”, “вахтенный моторист”. Матросы на судах смешанного (река-море) плавания по своей квалификации делятся на категории “матрос 1-го класса”, “матрос 2-го класса”, старший матрос. Матросы подчиняются боцману.

Поскольку до принятия нового “Устава службы” на морских судах действует “Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР”, обязанности рядового состава, несущего навигационную вахту, определяются пока должностными обязанностями матросов 1-го и 2-го классов и старшего матроса.

Кроме общих обязанностей, как члена экипажа судна, матросы должны знать и уметь следующее.

На речных судах матрос 2-го класса должен: быть допущенным к несению ходовых вахт на мостике и стояночных вахт у входного трапа на судно; знать сигналопроизводство; участвовать в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря, в открытии и закрытии трюмов , в судовых работах; согласно судовому расписанию выполнять обязанности во время швартовых операций, а также выполнять малярные и такелажные работы.

Матрос 1-го класса должен: уметь выполнять обязанности матроса 2-го класса; иметь основные понятия по устройству судна; знать: правила безопасности труда на судне, такелажное оборудование судна, при работе на судне загранплавания знать команды на руль на английском языке; уметь пользоваться якорным и швартовным оборудованием, грузовыми устройствами, управлять палубными механизмами, в том числе механизмами по закрытию трюмов. Кроме того, уметь принимать швартовы у швартующихся к борту своего судна катеров и плавсредств; спускать на воду и запускать двигатель дежурной шлюпки; спускать на воду коллективные спасательные средства и управлять ими; вооружать забортные трапы и использовать их, а также уметь выполнять работы на мачтах, надстройках и за бортом судна.

На морских судах обязанности матросов звучат примерно так.

Матрос 2-го класса (должен иметь квалификационное свидетельство) подчиняется боцману.

Матрос 2-го класса обязан знать расположение на судне противопожарного и аварийно-спасательного имущества и оборудования; должен уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами спасения, средствами борьбы с пожаром, выполнять свои обязанности согласно расписанию по общесудовой тревоге; уметь нести ходовые и стояночные вахты согласно судовому расписанию; выполнять малярные и такелажные работы, работы по обслуживанию корпуса и надстроек; участвовать в прочих судовых работах, швартовых операциях, открытии и закрытии грузовых трюмов и помещений, подготовке к работе судовых грузовых средств, во всех судовых приборках; знать морское сигналопроизводство, а также правила безопасности труда на судне.

Матрос 1-го класса (должен иметь квалификационное свидетельство) также подчиняется боцману.

Он обязан уметь выполнять уметь выполнять обязанности матроса 2-го класса; иметь основные понятия по устройству судна; размещение на судне аварийного и спасательного имущества; знать и уметь использовать судовые системы (назначение, уход, эксплуатацию); уметь выполнять обязанности по тревогам согласно судовому расписанию; использовать грузовые механизмы судна; пользоваться швартовым, якорным и буксирным устройствами (в том числе в сложных погодных условиях); нести ходовую и стояночную вахты; вооружать и убирать забортные трапы (в том числе лоцманский); знать устройство парусной и моторной шлюпки, уметь запускать двигатель моторной шлюпки, управлять спасательной шлюпкой; спускать на воду коллективные спасательные средства и использовать их; уметь устранять разливы нефтепродуктов на палубе, устанавливать оборудование для вентиляции судовых танков и цистерн; организовывать работы на высоте до 3 м; оказывать первую медицинскую помощь; знать “МППСС-72” в части, касаемой наблюдателя (прил. 5, 6, 7), а также знать однофлажный свод сигналов МСС (прил.2).

Страницы: 1 2 3 4