Разделение технологических функций между транспортом общего пользования и транспортом предприятия не носит абсолютного характера. Перевозки одних и тех же грузов с той же технологической задачей в ряде случаев могут производиться либо транспортом общего пользования, либо транспортом предприятия грузоотправителя. Единственным критерием при выборе того или иного вида транспорта служит экономическая целесообразность, в основе которой лежат тарифные расценки (провозные платы) за перевозки и сопутствующие издержки, связанные с подготовкой груза к транспортировке, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и перевалочные операции, стоимость страховых и других сборов и платежей.

Разработанные для автотранспортных предприятий (АТП) тарифы должны компенсировать объективно необходимые материальные затраты на выполнение автотранспортных услуг и обеспечивать прибыль в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство.

В обобщенном виде тариф (Т руб./ед.) определяется по формуле (1):

Т = (C + R) / Q(1)

где С – себестоимость транспортных работ, услуг, руб.;

R – норма прибыли или рентабельность в денежном выражении, руб.;

Q – объем реализуемых услуг (тыс.км, авточасы,

км, услуги), единиц.

Себестоимость (С руб.) выполнения автотранспортных услуг, определяется как сумма расходов по принятым статьям затрат и представлена формулой (2):

С = МЗ + Зам + Зот + Ну + Зосн + Зпр(2)

где МЗ – материальные затраты (горючесмазочные материалы (ГСМ), запасные части, затраты на ремонт и др.);

Зам – затраты на амортизацию основных производственных фондов (ОПФ);

Зот – затраты на оплату труда;

Ну – накладные (общехозяйственные) расходы;

Зосн – затраты на отчисления на социальные нужды;

Зпр – прочие затраты.

Обязательным условием рациональности определения сфер использования различных видов транспорта является обеспечение сопоставимости затрат и условий перевозок по транспортировке. На разных видах транспорта по-разному учитывают или вовсе не учитывают некоторые элементы текущих издержек. Так, в себестоимость перевозок на автомобильном транспорте не включают «дорожную составляющую», так как содержание автодорог финансируется из дорожных фондов и местных бюджетов, а также на автомобильном и железнодорожном транспорте в себестоимость перевозок

не входят затраты на погрузочно-разгрузочные работы.

Начисленные и включенные в себестоимость, а затем и в тарифы затраты при реализации услуг позволяют АТП окупить эти затраты с заложенным в тарифы уровнем рентабельности.

До мая 1992 года основой всех взаиморасчетов АТП с клиентурой при перевозках грузов был централизованно утверждаемый республиканский Прейскурант № 13-01-01. С мая 1992 до марта 1993 года на перевозки грузов автотранспортом для предприятий, организаций и населения применялись свободные тарифы, рассчитываемые самим предприятиями с учетом себестоимости перевозок и закладываемого уровня рентабельности, вплоть до предельного, разрешенного государством 35%-ного уровня рентабельности. С марта 1993 года государственное регулирование тарифов путем установления предельно допустимого уровня рентабельности было отменено и тарифы на грузовом автотранспорте стали формироваться на чисто рыночных условиях на основе затрат, спроса и предложения. Поэтому все рассматриваемые здесь теоретические и практические подходы к формированию тарифов находят практическое применение на автотранспорте.

Страницы: 1 2 3 4