Владимир Ильич внимательно слушал, уточняя отдельные данные, выясняя различные точки зрения на создание и развитие авиации. <…> Его оживленное лицо и проницательные глаза были полны глубокого интереса.

Но надо было видеть, как изменилось его лицо, когда я сказал, что есть люди, называющие создание советского воздушного флота «дорогой и ненужной игрушкой». Anuncios para trabajadores migrantes Trabajo en Europa anuncios de trabajo privados

— Революция вообще, — сказал он, — есть замена старого новым. Строительство своей авиации, как военной, так и мирной — тоже большое новшество. А старое борется с новым. Нужен упорный труд, необходима кропотливая расчистка пути для движения вперед.

Ильич с присущей ему энергией обрушился на тех, кто пытался ликвидировать авиацию. И сказал уверенно, горячо:

— Россия социалистическая должна иметь свой воздушный флот!

М. Строев, мемуары «Звёзды на крыльях»

Да, в наше время кому-то это может показаться коммунистической пропагандой, но на самом деле отечественная авиация обязана своему, можно сказать, второму рождению именно Владимиру Ильичу Ленину. Почему второму?

На самом деле, история авиации в России началась ещё в 1876 году, когда у капитана 1-ого ранга Императорского Флота Александра Можайского появилась мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха. Он обратился за поддержкой в Русское техническое общество, где ему оказали финансовую помощь в постройке «самолёта». Летом 1882 года состоялись первые испытания в Красном Селе. Но аппарат был слишком тяжёл, чтобы подняться в воздух. К тому же, его силовая установка – 2 английских паровых двигателя мощностью по 15 л. с. каждый – не была достаточно мощной. В результате, испытания закончились неуклюжим прыжком с небольшого трамплина.

Об авиации в Российской империи вспомнили уже в XX веке. Пока в Европе устанавливались новые рекорды, в нашей стране начали появляться первые авиаконструкторы. Одним из самых ярких представителей тех экспериментаторов был Игорь Иванович Сикорский. В 1913 году им был создан гигантский четырёхмоторный самолёт «Русский Витязь» (или «Гранд»). По сути, именно этот самолёт стал прототипом для будущих летательных аппаратов. Впервые в мире именно на «Гранде» появились такие новшества, как полностью застеклённая кабина пилота, отдельный пассажирский салон, ориентация по приборам. Более совершенной моделью Сикорского стал «Илья Муромец», который 5 июня 1914 года продержался в воздухе 6 часов 33 минуты с 6 пассажирами на борту. Впоследствии, эта модель хорошо зарекомендовала себя на фронтах Первой Мировой войны как тяжёлый бомбардировщик.

Но в 1917 году Россию потрясли две революции: Февральская и Октябрьская. Для страны наступили не самые лучшие времена: везде царили голод, страх, разруха. Казалось бы, до авиации ли тут? От Императорской армии осталось лишь несколько сот старых самолётов. Многие авиаконструкторы или уехали за рубеж, или готовились к этому. Авиазаводы стояли. Но Советская власть мечтала о мировой революции и понимала, что авиация необходима. Следовательно, необходимо было возрождать её. При содействии В.И. Ленина был создан ЦАГИ – Центральный Аэрогидродинамический Институт, в котором и началась новая страница в истории авиации Российского государства – Советский период. Сначала здесь были изучены некоторые модели английских и американских самолётов, копируя которые, первые советские авиаконструкторы приобретали опыт, необходимый для постройки новых летательных аппаратов. Но налицо была самая большая проблема – нехватка финансовых средств. И это стало одной из причин создания гражданской авиации в СССР.

Итак, 9 февраля 1923 постановлением Совета труда и обороны РСФСР «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота» было образовано новое авиационное предприятие – Добролёт. 15 июля того же года под флагом компании был совершён первый регулярный авиарейс «Москва – Нижний Новгород». С самого начала Добролёт задумывался как акционерное общество. Но ведь кажется, что акционерное общество в стране с плановой экономикой – это парадокс! Но в первые годы Советской Власти это было возможно. Среди населения была развёрнута огромная пропагандистская кампания, призывавшая скупать акции Добролёта «по рублю золотом». Именно за счёт этих денег в стране начали появляться собственные разработки самолётов. Конструкторы-одиночки стали объединяться в КБ – конструкторские бюро, в которых они могли работать сообща. За счёт имеющегося уже у них опыта в СССР начали появляться первые самолёты полностью новой конструкции. К концу 1920-ых годов советские самолёты постепенно начали вымещать из Добролёта летательные аппараты зарубежных конструкторов. Полностью этот процесс был завершён в 1934 году. Модели советских конструкторов начали выпускаться в огромных масштабах, было образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), члены которого активно принимали участие в проектировании летательных аппаратов. Были совершены авиаперелёты, призванные пропагандировать успехи авиастроения Страны Советов по всему миру. В 1931 году был построен первый в СССР аэровокзал на территории Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе. В 1932 году Добролёт был реструктуризирован: 25 февраля было создано Главное Управление Гражданского Воздушного Флота при СНК СССР, а 26 марта Добролёт получил новое имя, под которым национальная советская авиакомпания летала до конца своего существования – Аэрофлот.

Страницы: 1 2