Режим работы всех транспортных установок периодического и непрерывного действия характеризуется переменными в течение цикла и смены нагрузками. Примерные нагрузочные диаграммы двигателей таких установок изображены на рис. 5.

Выбор двигателя производится по допустимому в течение смены нагреву его обмоток. В связи с этим по нагрузочным диаграммам или расчетным данным находят эквивалентное тяговое усилие транспортной установки.

Эквивалентным усилием - называется такое постоянное усилие при непрерывной работе привода транспортной установки, при котором обмотки двигателя нагреваются до такой же температуры, как и при действительном режиме работы.

Эквивалентное усилие (Н) находится по формуле, выражающей среднюю квадратическую зависимость:

Рис. 5. Диаграммы длительного режима работы двигателей при нагрузках; а — циклической; б — непрерывной

где F1, F2, Fn—сила тяги привода, Н;

t1,t2, tn — время действия этих сил, с;

θ — время пауз за расчетный цикл, с;

ko — коэффициент, учитывающий ухудшение условий охлаждения двигателя при остановке транспортной машины (ko =0,3 для двигателей с самовентиляцией; ko =0,6 для двигателей с принудительной вентиляцией).

Мощность (кВт) на приводном валу из условия допустимого нагревания обмоток двигателя

где υном—номинальная скорость движения груза, м/с.

Расчетная мощность (кВт) двигателя с учетом потерь в приводе

где η — коэффициент полезного действия привода (η=0,9 для привода с механическим редуктором, η=0,8—c механическим редуктором и турбомуфтой);

kз= 1,1…1,2 — коэффициент запаса мощности.

По расчетной мощности выбирают по каталогу ближайший больший двигатель. Мощность принятого по каталогу двигателя называют установленной мощностью Ny.

В транспортных расчетах скорость движения машин υном может быть выражена в км/ч, тогда формула будет иметь вид

Для установленного двигателя номинальное тяговое усилие (Н) привода

Fу=1000Nуη / υном.

Выбранный двигатель проверяют по перегрузочной способности. Для асинхронных электрических двигателей переменного тока перегрузка в период пуска должна быть не выше П=Fmах/Fу ≤ 1,5…1,8.

При установившемся режиме работы у электрического двигателя П≤2.

При работе двигателя в тормозном режиме, когда Fэ имеет отрицательное значение, его расчетная мощность (кВт) по условию нагрева находится по формуле

При передаче движения пульпе мощность (кВт) двигателя землесоса (насоса) находится по формуле

где Vn — подача (производительность) землесоса, м3/с;

ηЗ — к. п. д. землесоса.