В общем случае замкнутый тяговый орган на транспортной установке непрерывного действия (ленточный, пластинчатый, скребковый конвейеры) движется по прямолинейным участкам, сопряженным между собой криволинейными переходами (барабанами, звездочками, шкивами).

Для определения тягового усилия на приводе такой машины пользуются методом обхода контура транспортной установки «по точкам».

Разбив для этого весь контур, образуемый тяговым органом, на последовательные прямолинейные и криволинейные участки (рис. 3), нумеруют точки сопряжения этих участков и, выполняя последовательный обход контура по точкам, определяют натяжение на набегающей Sнб и сбегающей Sсб ветвях тягового органа у привода, по величине которых находят общее тяговое усилие.

Обход контура начинают обычно от точки сбегания тягового органа с приводного блока (барабана или звездочки) или от точки наименьшего натяжения тягового органа на установке, если они не совпадают. Величина первоначальной силы натяжения, создаваемая натяжным устройством в установках с зацеплением тягового органа с приводным блоком, задается, а при передаче силы тяги трением — находится расчетом.

Рис. 3. Расчетная схема замкнутого гибкого тягового органа, работающего: а — в уклоне; б—в бремсберге

Для схемы, изображенной на рис. 3, сопротивление движению (Н) на участке между точками 1—2

W1-2 = qП L (cos βω— sin β),

аналогично для участка 3—4

W3-4= (q+qП)L(cos βω+ sin β ),

где q—вес, приходящийся на 1 м груженого тягового органа, Н/м;

qП —вес, приходящийся на 1 м порожнего тягового органа, Н/м.

При огибании тяговым органом блока (барабана или звездочки) силы сопротивления складываются из сопротивления вследствие жесткости сгибаемого при набегании и разгибаемого при сбегании тягового органа, трения в ступицах блока, трения на кривых и других сопротивлений.

Все эти силы сопротивления (Н) пропорциональны натяжению тягового органа, так что сопротивление на участке 2—3 W2-3=kS3,. Практически k=0,05…0,07.

Для определения силы натяжения во всех точках контура пользуются следующим общим правилом расчета: сила натяжения тягового органа в каждой последующей по ходу точке контура равна силе натяжения в предыдущей точке и сопротивлению на участке между этими точками.

Первоначальная сила S1 натяжения сбегающей ветви (в точке 1) в установках с зацеплением тягового органа с приводным блоком задается; при передаче силы тяги трением — находится расчетом при использовании уравнения Эйлера:

Sнб/Sсб≤е f α,

где е f α –тяговый фактор;

f - коэф. трения ленты о барабан;

α – угол обхвата лентой барабана, рад.

S1 принимается или рассчитывается;

S2=S1+ W1-2 ;

S3=S2+ W2-3;

S4=S3+ W3-4 .

Из расчетной схемы видно, что S1=Sc6, S4=Sнб, следовательно, тяговое усилие (Н) приводного блока

Fo=Sнб—Sc6=S4—S1

где Sнб и Sсб — силы натяжения соответственно набегающей и сбегающей ветвей, Н.

Сила натяжного груза Рн.г принимается равной сумме натяжений ветвей S2 и S3.

Тяговое усилие на окружности приводного блока при двигательном режиме имеет положительное значение (Sнб>Sсб ); при тормозном режиме—отрицательное (Sнб<Sсб).