Названный выше Федеральный закон дает весьма своеобразное определение транспортному средству: «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». В качестве такого устройства могут выступать автомобиль и телега, мотоцикл и инвалидная коляска, велосипед и роликовые коньки. В то же время гусеничный трактор, например, не является устройством, предназначенным для движения по современным дорогам. Не говоря о том, что оборудование не обязательно должно быть установлено на устройство, оно может быть и уложено на нем. Сказанное вовсе не следует оценивать в качестве придирок к шероховатостям Закона. Речь идет о том, что формула Закона должна быть однозначной, предельно понятной и не допускать разночтений и толкований, выходящих за ее пределы.

Своеобразная социально-экономическая система человек - автомобиль - дорога нуждается в плотном правовом регулировании. Всего за одно столетие она буквально изменила облик не только отдельных стран, но и условия жизни человечества в целом. При этом как никакой иной транспорт (железнодорожный, водный, воздушный) дорожный транспорт использует привычную для человека среду обитания, обслуживая его индивидуально практически от порога дома.

Таким образом, возросло значение автомобильных перевозок и в производственной среде. Сегодня из каждых 100 тон грузов свыше 80 тон доставляют к месту назначения автомобили. Свыше 60 % пассажирских перевозок осуществляют автобусы и такси.

Наша страна в этом отношении не претендует на максимальные показатели в позитивных процессах, которыми сопровождается автомобилизация. Что же касается негативных последствий, то, как отмечалось, по некоторым из них мы «завоевали» лидерство.

Приведу данные, характеризующие количественные показатели, относящиеся к процессу автомобилизации в России.

Если два года назад на каждую тысячу россиян приходилось по 188 автомобилей, то уже в прошлом году этот показатель перевалил отметку в 200 штук (207), а к началу 2009 года автомобилизация россиян выросла до 225 легковых автомобилей на 1000 жителей.

По оптимистическому прогнозу «Автостата», в 2011 году в России будет продано 4 млн. автомобилей, а весной 2012 года начнется рост рынка. В этом случае, по оценкам агентства, продажи в будущем году достигнут 3млн. млн. машин, в 2012 году - 4 млн., в 2013 году – 4,8 млн. Начала роста рынка стоит ждать в 2015 году (до 5 млн. автомобилей).

Качественные изменения претерпела структура дорожно-транспортного парка страны. Если до 80-х годов из перечисленных выше видов транспортных средств наибольший удельный вес приходился на мотоциклы и мотороллеры, то с начала 90-х годов по количеству первое место заняли легковые автомобили. А в 2010 году объем производства иномарок вырос на 116% до 557 000 машин, а у отечественных автопроизводителей рост составил 82% (523 000 машин).

Общий рост производства автомобилей всех типов, включая грузовики и автобусы, по итогам первых 11 месяцев 2010 года составил 91% (1 миллион 255 тысяч машин).

В ближайшие 5 лет прирост российского автопарка будет находиться на уровне 7-8% в год, и к 2015 году общее количество легковых автомобилей на дорогах России вырастет до 48-49 млн. единиц. Доля иномарок, которая сейчас составляет около трети от общего парка, к 2015 году вырастет до 70%.

Причем это будет происходить несмотря на влияние мирового финансового кризиса, поскольку разработка новых отечественных моделей на предприятиях российского автопрома уже практически не ведется, а их место на заводских конвейерах планомерно занимают иномарки.

Страницы: 1 2 3 4 5