авиационный двигатель компрессор самолет

Общие сведения:

Диски компрессора – это наиболее ответственные элементы конструкции газотурбинных двигателей. От совершенства конструкции дисков зависит надёжность, легкость и надежная работа авиационных двигателей в целом.

Нагрузки, действующие на диск.

В общем, случаи в диске возникают следующие виды напряжений:

− растяжения от центробежных сил и температурных нагрузок;

− кручения, если диск передаёт крутящий момент;

− изгибные от разности давления и температуры по радиусу диска, осевых газодинамических сил, действующих на лопатку, гироскопических моментов.

Допущения, принимаемые при расчете.

При расчете диска на прочность принимаются следующие допущения:

− диск находится в плоском напряженном состоянии;

− температура диска меняется только по радиусу и постоянна по толщине;

− напряжения на любом радиусе не меняется по толщине;

− наличие отверстий и бобышек на полотне диска, отдельных выступов и проточек на его частях не принимаются во внимание.

Целью данного расчета является расчет диска компрессора на прочность от действия центробежных сил масс лопаточного венца и диска, методом конечных разностей.

Метод конечных разностей основан на приближенном расчете дифференциальных уравнений (3.1) и (3.2):

, (3.1)

,(3.2)

где уR и уТ – радиальные и окружные напряжения;

b, R – текущее значение толщины и радиуса;

w – угловая скорость вращения диска;

r – плотность материала диска;

Е – модуль упругости первого рода;

t – температура элемента диска на радиусе R;

a – коэффициент линейного расширения материала диска;

m – коэффициент Пуассона.

Замена дифференциалов на конечные разности производится по таким формулам:

, ,

, , , (3.3)

где индексы n, принимающие значения от 0 до k, указывают номер кольцевого сечения диска.

Окончательные расчетные формулы:

, , (3.4)

где , , (3.5)

, . (3.6)

Значения xn, nn, jn, Cn, ln и yn определяются так:

, , ,,

, . (3.6)

Особенностью расчета диска со скачкообразным изменением толщины является то, что в случае скачка в толщине диска следует ожидать скачкообразного изменения напряжений. Величину скачка в напряжениях можно определить из условия равенства радиальных сил, действующих в сечениях на границе смыкания участков диска с разными толщинами, и равенства окружных удлинений кольцевых элементов диска, выделенных там же.

Страницы: 1 2 3