В 2008 году доля отправок, прибывших с превышением сроков доставки, возросла по всем категориям отправок, но при этом она остаётся существенно ниже (лучше) показателей 2005-2008 годов (см. табл. 9.).

Таблица 9.

Удельный вес отправок, доставленных с просрочкой в 2005-2008 гг., %

Год

Все отправки

В том числе по категориям отправок

Маршрутные

Повагонные

Мелкие

Контейнерные

2005

9,2

17,4

8,0

4,3

7,0

2006

10,8

16,7

9,2

6,6

11,2

2007

и ,2

16,3

10,0

11,2

2008

14,1

19,8

13,0

12,4

12,4

Время просрочки грузов по итогам 2008 г. распределилось следующим образом:

просрочка 1 сутки - 37,3 % отправок;

просрочка 2 суток - 20,9 % отправок;

просрочка 3 суток— 12,3 % отправок;

просрочка свыше 3 суток- 29,5 % отправок.

Доминирование железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг при относительно низком качестве транспортной продукции обусловлено тем, что по железным дорогам перевозятся, главным образом, массовые грузы, спрос на перевозку которых не обладает степенью эластичности, достаточной для перевода этих грузопотоков на другие виды транспорта. Вместе с тем на таком сегменте, как перевозка «дорогих» мелкопартионных грузов железная дорога проигрывает автомобильному транспорту. По объему размер таких перевозок невелик, всего 3-5% от всего объема перевозок, но по их стоимости он составляет не менее 15-20%. В настоящее время эти грузы перевозятся, главным образом, автомобильным транспортом.

Основную часть валовой добавленной стоимости на транспорте составляет валовая прибыль. Между тем пассажирские перевозки убыточны на всех основных видах транспорта, кроме воздушного.

С позиций экономической безопасности безусловный интерес представляет сравнительный уровень затрат на перевозки различными видами транспорта, в частности показатель фондоемкости транспортной продукции. Несмотря на спад перевозок и снижение в связи с этим уровня использования постоянных сооружений и устройств, стоимость которых на железных дорогах составляет более 60% основных фондов, этот показатель на железнодорожном транспорте, как правило, ниже, чем на других видах транспорта.

Средняя фондоемкость единицы приведенной работы на железнодорожном транспорте почти в 1,5 раза меньше, чем на автомобильном (без учета затрат на содержание дорог) и магистральном трубопроводном, в 2, 1 раза меньше, чем на внутреннем водном, в 2,7 раза меньше, чем на воздушном. Показательно тат сопоставление средней себестоимости и доходной ставки на различных видах транспорта по перевозкам грузов (за 10 т-км) и пассажиров (за 10 пасс.-км). По уровню экономичности грузовых перевозок железнодорожный транспорт уступает только морскому.

Таблица 10.

Оценка экономичности перевозок на различных видах транспорта в 2009г.

Вид транспорта

Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки

Себестоимость

Доходная ставка

Себестоимость

Доходная ставка

Железнодорожный

1,00

1,00

1,00

1,00

Автомобильный

13,59

10,60

0,71

1,09

Морской

1,09

0,77

13,95

11,84

Внутренний водный

1,39

1,10

3,68

7Л8

Воздушный

104,04

78,99

32,37

77,45

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7