Система смазки двигателя (Рис. 9) комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Система смазки включает: масляный картер 2, масляный насос 3 с приемным патрубком (с сеткой и редукционным клапаном), привод маслонасоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр 4, стержневой указатель 6 уровня масла, крышку 5 маслозаливной горловины, датчики давления масла 7 и 8.

Насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру. После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль, через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и поступает к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала поступает к шатунным подшипникам и от них, через отверстия в шатунах к поршневым пальцам. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и торцовой поверхности ведомой шестерни привода. Шестерни привода маслонасоса смазывает струя масла из калиброванного сверления диаметром 2 мм в главной масляной магистрали.

Для охлаждения поршня масло, через отверстие в верхней головке шатуна, разбрызгивается на днище поршня.

Из главной масляной магистрали масло через вертикальный канал в блоке поступает в головку цилиндров для смазки опор распределительных валов, к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распредельных валов, к гидротолкателям и к датчикам давления масла. Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки и звездочки привода распределительных валов. Емкость системы смазки 6 л. Масло в двигатель заливают через маслозаливную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируют по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», не превышая ее.

Масляный насос шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера. Насос прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами и держателем к крышке третьего коренного подшипника. Корпус насоса посажен в отверстие блока.

Корпус 2 (Рис. 10) насоса отлит из алюминиевого сплава. Шестерни 1 и 5 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 1 закреплена на валике 3 штифтом. На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик привода масляного насоса. Редукционный клапан (Рис. 11) плунжерного типа, отрегулирован на заводе (установлена тарированная пружина). Менять регулировку клапана в эксплуатации не рекомендуется.

Рис. 9. Схема системы смазки двигателя: 1 - пробка сливного отверстия масляного картера; 2 - масляный картер; 3 - масляный насос; 4 - масляный фильтр; 5 - крышка маслозаливной горловины; 6 - стержневой указатель уровня масла; 7 -датчик указателя давления масла; 8 - датчик сигнализатора аварийного давления масла; I - к гидронатяжителю цепи привода распределительных валов

Фильтр очистки масла на двигателе установлен неразборный масляный фильтр 2101С-1012005-НК-1 или фильтр 2101С-1012005-РК-1 со сменными фильтрующими элементами (Рис.12)

Применение масляных фильтров других марок, в т.ч. и зарубежных, не предусмотрено.

Разборный фильтр работает следующим образом.

Масло под давлением через входные отверстия в крышке 9, а затем через отверстие во фланце 6 попадает для очистки в полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, проходит через фильтрующий элемент 5 и попадает через центральное отверстие болта 13 в систему смазки двигателя.

При пуске холодного двигателя или когда фильтрующий элемент 5 загрязнен, очистка и подача масла происходит через фильтрующий элемент 3 и перепускной клапан 4. Вытекание масла из фильтра при неработающем двигателе предотвращает противодренажный клапан 10.

Страницы: 1 2