Двигатель имеет два газопровода: впускной и выпускной. Впускной газопровод состоит из впускной трубы, отлитой из алюминиевого сплава. Впускная труба через паронитовую прокладку пятью шпильками прикреплена к головке цилиндров справа.

Сверху в средней части впускной трубы имеется площадка, на которой через прокладку на четырех шпильках М8 установлен карбюратор.

Под карбюратором впускная труба имеет рубашку для подогрева. Рубашка закрыта крышкой из алюминиевого сплава и прикреплена к впускной трубе через прокладку пятью болтами Мб. В крышку ввернуты два штуцера для подвода охлаждающей жидкости из рубашки блока цилиндров и ее отвода в водяной насос по резиновым шлангам.

На вертикальной площадке в средней части впускной трубы через прокладку на двух шпильках закреплен клапан рециркуляции отработавших газов. В стенку рубашки впускной трубы ввернут термовакуумный включатель.

Кроме того, во впускную трубу ввернуты два штуцера для отбора разрежения к датчику абсолютного давления и к вакуумному усилителю тормозного привода.

Выпускной газопровод (коллектор) отлит из чугуна, через четыре стальные прокладки восемью шпильками прикреплен к головке цилиндров слева. Патрубки выпускного коллектора от первого и четвертого, а также от второго и третьего цилиндров попарно соединены между собой. В коллектор ввернут штуцер для подвода части отработавших газов к клапану рециркуляции.

Распределительные валы для впускных и выпускных клапанов отлиты из чугуна. Профили кулачков на обоих распределительных валах одинаковые.

Рабочая поверхность кулачков отбелена до высокой твердости при отливке распределительного вала.

Вал имеет пять опорных шеек. Диаметр первой шейки 42 мм, остальных 35 мм. Валы вращаются в опорах, образованных алюминиевой головкой и алюминиевыми крышками, расточенными в сборе.

Кулачки по ширине смещены на 1 мм относительно оси гидравлических толкателей, что при работе двигателя придает толкателю вращательное движение. В результате уменьшается износ торца толкателя и отверстия под толкатель. Впускные клапаны открываются за 14° до прихода поршня в ВМТ, закрываются спустя 46° после прихода поршня в НМТ, выпускные открываются с опережением 46° до НМТ и закрываются с запаздыванием 14° после ВМТ. Высота подъема клапанов 9 мм. Привод распределительных валов (Рис. 5) цепной, двухступенчатый. Первая ступень от коленчатого вала на промежуточный вал, вторая ступень от промежуточного вала на распределительные валы.

Рис. 5. Привод распределительных валов:

1 - звездочка коленчатого вала; 2 - гидронатяжитель нижней цепи; 3 - шумоизолирующие резиновые шайбы; 4 - пробки; 5 - башмак гидронатяжителя нижней цепи; 6 - нижняя цепь; 7 - ведомая звездочка промежуточного вала; 8 - ведущая звездочка промежуточного вала; 9 -башмак гидронатяжителя верхней цепи; 10 - гидронатяжитель верхней цепи; 11 - верхняя цепь; 12 - установочные метки на звездочках; 13 -установочные штифты; 14 - звездочка распределительного вала впускных клапанов; 15 - верхний успокоитель цепи; 16 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 17 - верхняя плоскость головки блока цилиндров; 18 - средний успокоитель цепи; 19 - нижний успокоитель цепи; 20 - крышка цепи; М1 и М2 - установочные метки на блоке цилиндров

Приводная цепь первой ступени (нижняя) имеет 70 звеньев, второй ступени (верхняя) 90 звеньев. Цепь втулочная, двухрядная с шагом 9,525 мм.

На коленчатом валу находится звездочка 1 из высокопрочного чугуна с 23 зубьями. На промежуточном валу находится ведомая звездочка 7 первой ступени из высокопрочного чугуна с 38 зубьями и ведущая стальная звездочка 8 второй ступени с 19 зубьями. На распределительных валах установлены звездочки 14 и 16 из высокопрочного чугуна с 23 зубьями. Звездочка на распределительном валу установлена на передний фланец и установочный штифт и закреплена центральным болтом М12x1. Распределительные валы вращаются в два раза медленнее коленчатого.

На торцах звездочки коленчатого вала, ведомой звездочки промежуточного вала и звездочек распределительных валов имеются установочные метки, служащие для правильной установки распределительных валов и обеспечения заданных фаз газораспределения.

Натяжение нижней 6 и верхней 11 цепей автоматическое гидронатяжителями 2 и 10. Гидронатяжители установлены в расточенные отверстия: нижний в крышке 20 цепи, верхний в головке цилиндров и закрыты алюминиевыми крышками, прикрепленными к крышке цепи и к головке цилиндров двумя болтами М8 через паронитовые прокладки. Рабочие ветви цепей проходят через успокоители 15, 18 и 19, изготовленные из пластмассы и закрепленные двумя болтами М8 каждый: нижний 19 на переднем торце блока цилиндров, верхний 15 и средний 18 на переднем торце головки цилиндров.

Гидронатяжитель (Рис. 6) стальной, выполнен в виде плунжерной пары, состоящей из корпуса 4 и плунжера 3. Гидронатяжитель работает следующим образом. Под действием пружины 5 и давления масла, поступающего из масляной магистрали, плунжер 3 нажимает на башмак цепи, а через него на цепь. По мере удлинения цепи и износа башмака плунжер выдвигается из корпуса 4, передвигая запорное кольцо 2 храпового устройства из одной канавки корпуса в другую. При изменении скоростного режима работы двигателя и возникновении ударов цепи по башмаку плунжер 3 движется назад, сжимая пружину 5; при этом шариковый клапан закрывается и происходит дополнительное демпфирование благодаря перетеканию масла через зазор между плунжером и корпусом. Обратный ход плунжера ограничен шириной канавки на плунжере. Промежуточный вал стальной, двухопорный, установлен в приливах блока цилиндров, справа. Наружная поверхность вала углеродоазотирована на глубину 0,2-0,7 мм и термообработана.

Страницы: 1 2