пассажирский перевозка пригородный дальневосточный

Суть метода расходных ставок заключается в том, что по конкретной перевозке выделяются ее особенности, которые могут быть описаны типом подвижного состава, осуществляющим перевозки, качественными показателями использования вагонов и локомотивов, другими параметрами.

На основе этих параметров определяются затраты калькуляционных измерителей на выполнение заданного объема перевозок (обычно 1000 т.-км). Произведение величин измерителей на расходные ставки дает зависящие от объема перевозок расходы по группам. Сложением этих расходов получают зависящие от объема перевозок расходы. К ним добавляют условно постоянные и определяют полные затраты на перевозку.

Для расчета расходных ставок, применяемых на разных уровнях управления, должна использоваться соответствующая управленческая отчетность, включающая расходы данного уровня. Обычно расходные ставки, определяемые на уровне железных дорог, должны включать распределяемые расходы функциональных филиалов.

Следует отметить, что метод расходных ставок является гибким инструментом, он позволяет трансформировать методику расчета расходов для решения конкретных задач. Эти обстоятельства позволяют использовать расходные ставки:

– для проведения массовых расчетов себестоимости перевозок для целей формирования тарифов на перевозки;

– экономической оценки эффективности технических и организационных мероприятий, проводимых на железных дорогах;

– оценки организации эксплуатационной работы на железных дорогах;

– оценки влияния объемных и качественных показателей работы подвижного состава на себестоимость перевозок.

Расчет себестоимости пассажирских перевозок в электропоезде представлен в таблице 3.2 и 3.3

Если число вагонов в секции равно 2, а число вагонов в поезде равно 4, то себестоимость пассажирских перевозок в электропоезде на 10 пассажиро-километров составляет 24, 09 руб.

Если число вагонов в секции равно 2, а число вагонов в поезде равно 6, то себестоимость пассажирских перевозок в электропоезде на 10 пассажиро-километров составляет 22,80 руб.

Можно сделать вывод: чем больше вагонов в пассажирском поезде, тем ниже себестоимость на 10 п.-км.

Для решения вопросов, связанных с оценкой эффективности технологических резервов, введения новой техники, реконструктивных, организационных и других мероприятий, для принятия управленческих решений необходимо знать характер и степень зависимости перевозок от каждого качественного показателя использования подвижного состава в отдаленности. Эту зависимость можно установить, используя метод единичных расходных ставок.

Для получения формулы зависимости себестоимости перевозок от каждого показателя использования подвижного состава следует интересующий показатель принять за переменную величину, считая все остальные показатели неизменными, равными средним для данной дороги величинам, и определять расчетным способом расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем. В результате суммирования всех групп расходов выводится формула зависимости себестоимости перевозок от данного показателя использования подвижного состава.

Степень влияния на себестоимость перевозок населенности пассажирского вагона наиболее значительна. На величину этого показателя по категориям поездов влияют фактическое использование мест и структура парка пассажирских вагонов.

При населенности вагона 29 чел./ваг относительная величина себестоимости, меняющаяся обратно пропорционально изменению показателя составит:

Квл = (221,41Н) (221,41Н+18,36) = 0,29= 29%

Следовательно, при увеличении населенности вагона на 1% себестоимость перевозок и эксплуатационные расходы, связанные с пассажирскими перевозками, снизятся на 29– (291,01) = 0,29 %