Характеристики и техническое состояние рулевого привода определяют среднюю техническую скорость движения, активную безопасность автомобиля и экономическую эффективность эксплуатации, т.е. соотношение между затратами на поддержание заданного уровня эксплуатационных свойств и эксплуатационными затратами на топливо, шины и др.

Для выполнения задач, поставленных в работе, разработана граф-модель эксплуатационного состояния рулевого привода, которая представляет собой схему (рис. 1), где в форме ориентированных прямых показаны аналитические связи между конструктивными и эксплуатационными факторами, определяющими характеристики и состояние РП, и критерием качества РП, а также аналитические связи последнего с эксплуатационными свойствами автомобилей.

Согласно принятым в теории графов [8] обозначениям представим граф-модель в аналитическом виде:

эксплуатационный рулевой привод граф модель

, (1)

. (2)

Основные конструктивные и эксплуатационные факторы (вход граф-модели), определяющие характеристики и состояние РП, посредством критерия качества РП SF связаны с эксплуатационными свойствами автомобиля (выход граф-модели). Использование интегрального показателя - критерия качества РП позволяет на базе граф-модели эксплуатационного состояния РП создать детерминированную математическую модель, реализуемую на ЭВМ по разработанной программе.

Граф-модель разработана для моделирования процесса изменения эксплуатационного состояния рулевого привода и эксплуатационных свойств автомобилей, определяемых характеристиками и техническим состоянием РП. В процессе моделирования решались следующие задачи:

1. Определение значимости влияния отдельных конструктивных факторов на изменение критерия качества РП.

2. Определение значимости влияния отдельных эксплуатационных факторов на изменение критерия качества РП.

3. Исследование динамики изменения критерия качества РП в зависимости от перечисленных факторов.

4. Исследование влияния критерия качества РП на перечисленные эксплуатационные свойства автомобилей.

5. Теоретическое обоснование оптимальных величин характеристик и состояния РП по критериям эксплуатационных свойств и затрат на поддержание заданного уровня этих свойств.

Для описания связей между критерием качества РП и факторами, его определяющими с одной стороны, и эксплуатационными свойствами с другой, а также отдельными факторами совокупностей, и, в конечном итоге, влияния критерия качества РП на эксплуатационные свойства автомобилей, наряду с полученными в работе результатами использованы аналитические, эмпирические и аппроксимированные графические зависимости ряда авторов, рассматривавших ранее эти связи в отдельности

Пределы применимости аппроксимированных выражений, обобщения и распространения результатов теоретического исследования определялись в каждом конкретном случае.